Владыкина Любовь Геннадьевна

д 

 

 

 

 Директор семейной студии «Акварель». Сказкотерапевт. Консультант по благополучию семьи и воспитанию здорового характера (икогенолог).

Супервизор IIFT

Сертифицированный специалист Международной Федерации Независимых Экспертов в области психологии

Действительный член ППЛ

Автор цикла мастерских «Пластилиновая страна».

«Про Машу» - историй о том, как выглядит мир, если смотреть на него глазами маленькой девочки.

Цикл мастерских «Пластилиновая страна» сначала планировался как обучающая программа развития эмоционального интеллекта у взрослых. Однако, практика и время показали, что пластилин настолько терапевтичен сам по себе, что обучение без самолечения невозможно. Именно по этой причине любая «пластилиновая» мастерская становится и терапевтическим тренингом.

       с Мы знаем, что каждый ребенок, сразу после рождения, вынужден познавать мир вокруг через ощущения. В буквальном смысле слова - наощупь. поэтому с самого рождения (а то и раньше, в материнской утробе) руки, пальцы, ощущения, получаемые человеком через них, имеют большое значение для формирования как самовосприятия, так и восприятия мира, формирования его картины.

Когда мы подрастаем, наша ведущая перцептивная система может измениться и мы начинаем воспринимать мир посредством органов зрения или слуха. Это позволяет нам постичь разнообразие мира, не пробуя его на зуб.

Однако, эти изменения заставляют нас оценивать все, что мы видим и чувствуем с точки зрения той воспитательной системы и того мировоззрения, в которых мы воспитывались. Следствием этого, например, могут стать внутренние и внешние конфликты.

Пластилин, благодаря своей пластичности и многоцветности, благодаря, связанной с ним, определенной стереотипии (массовое использование в детских дошкольных учреждениях и родителями), становится материалом, позволяющим человеку вернуться на уровень восприятия, исключающий оценочность. Пластилин позволяет внутреннему ребенку существовать в безопасном формате, познавая, проживая или корректируя внутреннюю среду.

Здесь очень важно понять, что эффект дает именно сочетание ощущения безопасности и "детскости" происходящего.

Именно для поддержания этих ощущений полностью исключается открытая интерпретация готовых фигур, задействуются различные сказки, фигура создается с закрытыми глазами и не используется ни одно из известных толкований цвета или формы.

В работе с разными клиентскими запросами мне постепенно стало ясно, что большинство проблем человека лежит в его детстве. (здесь, конечно, я - не в авангарде, но для меня личный опыт - толчок к инсайту). Многие люди склонны вытеснять, забывать драматичные или травматичные для них события детства. Кроме того, все мы склонны идеализировать события раннего детства и своих родителей. Страх увидеть родителя в неверном для ребенка свете заставляет ребенка переносить вину на себя. Результатом может быть частичное или полное непринятие себя как личности. понятно, что в жизни ребенка событий происходит много и не все они травматичны. Много и таких, которые могут послужить ресурсом. Однако, давно известно, что лучше всего запоминаются события сильнее насыщенные эмоциями. Так воспоминания о неподаренных бантиках легко вытеснят воспоминания о купленных взамен бантика сладостях. Большое значение имеет и эмоция родителя, связанная с этим травмирующим событием. Часто родитель старается скрывать от ребенка свои истинные эмоции (которые ребенок ощущает, тем не менее безотчетно), демонстрируя социально приемлемый вариант поведения. Противоречие между информацией, полученной извне и изнутри также становится разрушающим для ребенка фактором

 выВспоминать и анализировать эти события для взрослого человека невероятно трудно. Ведь он вынужден тогда сам оценивать своих родителей и позволять это делать совершенно чужому ему человеку. для многих это становится неразрешимой проблемой. Вот здесь-то мне и помог пластилин.

Оказывается, простой сбор информации человека о себе, простая констатация фактов о наличии тех или иных черт характера, тех или иных личностных особенностей, собранных в эстетически красивый, гармоничный (круглый) предмет, могут дать такой мощный ресурс, что, опираясь на него, можно достаточно безболезненно возвращаться к травмирующим моментам любого периода жизни, преобразуя травмы в уроки, а обиды - в благодарность.

Кроме того, работая с пластилином, человек поневоле оказывается в позиции диссоциации, позиции стороннего наблюдателя, мудреца, а не судьи.

Форму пластилиновой фигуры, благодаря пластичности материала, легко изменить. Благодаря тому, что пластичность материала позволяет ему легко меняться, тому, что он гибок, что в него всегда можно что-то добавить, но нельзя убавить (что абсолютно отвечает принципу жизни - невозможно избавиться от того, что ты уже пережил, даже если очень хочется), благодаря всему этому человек вдруг обретает ощущение, а иногда и уверенность в том, что его жизнь возможно изменить так, как он того хочет. Самое, на мой взгляд, трудное в любой терапии - изменение стереотипии сознания. Многие, приходящие к психологам и психотерапевтам люди, не уверены в том, что что-то можно изменить. В лучшем случае они приходят за чудом, за волшебной пилюлей. в худшем - убедиться, что ничего изменить нельзя.

Таких клиентов очень много. И здесь пластилин может помочь им убедиться в том, что вокруг них множество возможностей. Помочь им увидеть множество незапертых или растворенных, подчас, дверей. Опробовать неисчислимое количество вариантов в "безопасном режиме" через свои руки и сказку. меняясь, пластилиновая фигура вынуждает изменяться и сказку, создаваемую ее автором. сказка же изменяет саму жизнь клиента. настолько, насколько он к этому изменению готов.

Ребенок, так же как взрослый, может проживать в пластилине свои беды и радости, свои травмы, не открывая их истинных причин. то есть, - в безопасности. Один из малышей, например, через пластилин переживал ощущение собственной внутренней раздробленности. ему понадобилось несколько недель и около 5 коробок пластилина, чтобы собрать все свои я воедино и составить более-менее круглый шар. Однако, для него гармонизация настолько тесно связана с разрушением и травмой, что каждый кусочек им подавлялся в буквальном смысле (он бросал кусочек пластилина на пол и растаптывал его ногами и только после этого добавлял к остальным). Да и формируя целостный шар, он пока делает это через агрессию - бросая в стену или на пол.

Любая техника может стать травматичной для клиента, если терапевт не придерживается или даже не знает принципов, на которых она основана. Следовательно, в целях создания безопасного пространства всегда полезно вернуть клиенту положительный образ его фигуры, определить использованные им цвета как основу для ресурса. Дать ему возможность увидеть пути выхода, с опорой именно на этот ресурс





«Про Машу»

(отрывки из цикла «Как Маша на море ездила»)

 

Как Маша по бабам ходила

Давным-давно, когда Маша еще только родилась на свет, Машин папа где-то потерялся. На целых четыре дня. Он заблудился где-то. Наверное в лесу. И пропадал он там, в этом неизвестно где, все время, пока Маша с мамой были в родильном доме. А потом их оттуда забрали дядя Паша и дядя Гоша. И мама Машина очень переживала, что это не папа их забрал, а какие-то "малознакомые мужчины" (это их Машина мама так называла, когда с папой ругалась). И еще она переживала, что папа так долго неизвестно где болтался, что к ним даже приехала его тетистая бабушка Олимпиада Андреевна, чтобы Машу Грушей назвать и  маме "...всю жизнь испортить...". Пока папа в своем неизвестно где был. Мама иногда так сердилась на папу за это, что даже начинала говорить очень страшным голосом. "Пока я мучалась, дочь тебе в муках рожала, ты по бабам бегал!" - обычно говорила мама и сразу начинала плакать. И папа скорее в компьютер прятался. Или в дядипашин гараж. Потому что у дяди Гоши гаража не было. И машины не было. И детей не было. У него только велосипед был. Синенький. С лампочкой. За ним не больно-то спрячешься. Вот до чего мама на папу была сердита. А Маша всегда слушала, как мама на папу сердится и думала: "интересно, что это за бабы такие и как по ним бегают?" Но, поскольку разговаривать она толком еще не умела, пришлось ей самой догадываться. А это у нее пока не очень получалось.

Наступило лето. Однажды утром бабушка Олимпиада Андреевна принесла Маше сюрприз. Она так и сказала: "Вот, Маша, сюрприз тебе". И достала из своей большой сумки ведерко (почти как в ванной стояло, но маленькое). А еще она достала какую-то странную штуку с ручкой. И еще какие-то странные штуки, непонятные. Маша таких раньше не видела. они были похожи немножко на шапки изнутри. И на рыбок с картинки в книжке тоже были похожи. Маша так удивилась, что даже спросила: "А че?" (Маша всегда так спрашивала, она ведь была еще не очень большая и умела задавать только один вопрос). "Не че, - строго сказала бабушка, - а для чего. Это - формочки, а это совочек. Будешь в формочку песочек насыпать и баб делать." Маша очень обрадовалась - наконец-то она увидит этих таинственных баб, по которым папа ходил. И Маша скорее схватила ведерко, формочки и совочек и закричала: "Гулять, гулять". Потому что дома у нее песочка не было. А песочек был во дворе. Его как раз вчера туда привезла большая шумная машина и высыпала прямо посередине. 

Во дворе, вокруг кучи песка, уже было много других малышей. Все держали в руках совочки и ведерки. У некоторых малышей совочки были с длинной ручкой и назывались лопатки. Маша стала заталкивать свои формочки в песок, чтобы бабы как-то вышли оттуда, но у нее почему-то ничего не получалось. Тогда она продбежала к тетистой бабушке и требовательно сказала: "А че?". Тетистая бабушка Олимпиада Андреевна ловко наполнила формочку песком, пошлепала сверху песок совочком и сказала: "А вот и баба". И сразу - хлоп и перевернула формочку вниз головой и шлепнула ее на землю. Маша даже испугалась немножко. А бабушка опять похлопала по формочке совочком и - хоп - сдернула формочку. Перед Машей оказалась толстенькая песчаная рыбка. "Вот, - гордо сказала тетистая бабушка, - давай теперь ты, Маша. Теперь ты бабу делай." Маша задумалась. Потом она аккуратно отложила совочек и формочки в сторонку и встала прямо в самый центр толстобокой песчаной рыбки. Рыбка развалилась. А, когда Маша подняла ногу, оказалось, что вместо рыбки теперь отпечаток Машиной левой ножки. Маша очень удивилась. "А че?" - спросила она. Но Олимпиада Андреевна уже обиделась на Машу за свою рыбку и стала собирать все формочки и ведерко с совочком, чтобы идти домой. "Вредная какая, - ворчала тетистая бабушка, волоча рыдающую Машу в подъезд, - лишь бы портить все. Вот послушали бы меня твои родители, назвали бы Аграфеной, глядишь, и толк бы вышел. А так...дефективная ты!" 

Вечером Маша лежала в своей кроватке и думала, как же это папа по бабам ходил так долго, если они все похожи на толстобоких рыбок и сразу рассыпаются, если на них наступить?

о



Как Маша с морем познакомилась


Рано утром мама разбудила Машу и сказала весело: "Собирайся, Машка, сейчас на море приедем!" И Маша стала собираться. Она скорее побежала с мамой мочить ножки в туалет, и мама ее снова скорее стала попной салфеткой вытирать. А потом мама надела на Машу новое красное платьишко и новые трусики, и новые носочки. Только сандалики не надела, потому что сандалики папа не купил. Вдруг Маша услышала, что стуков больше нет и поезд больше не качается. И она залезла на диванчик, чтобы в окошко смотреть. А в окошке было много людей, которые куда-то все бежали, как папа, с чемоданами. Но тут папа снова схватил свой и мамин чемоданы, а мама схватила Машу и они все быстро пошли в коридор. А Маша сказала квартирке: "Пока". А никто и не заметил, что Маша сказала. И они быстро пошли все и вышли к ступенькам, где стояла тетя Проводник. И тетя Проводник сказала папе: "До свидания, Василий Николаевич! Приезжайте еще к нам." И даже поклонилась немножко. И папа сказал, что хорошо, приедет. А мама и Маша снова ничего не сказали, потому что тетя им еще не понравилась.
Потом папа повел маму с Машей по улице. Он сказал, что нашел для мамы "...прекрасный вариант". А мама сказала: "Ну, ну, поглядим, что ты там нашел." А потом сказала: "Я так и знала!". И еще сказала: "Зря я на тебя положилась. Надо было самой искать, тогда бы хоть в приличном месте поселились". А Маша подумала: "Как это положилась, если она по улице идет ножками, а не лежит?" "Ну и ищи" - сказал папа. "А мы с Машей тут останемся". И остался. И мама осталась. Потому что Машу несла. Но ей все равно пока не нравилось. А Маше понравилось, где они поселились. Потому что там был такой заборчик и такой домик беленький. И еще домик, где курочки жили и цыплята жили. Они такие желтенькие и пушистые, как цветочки. И еще был такой домик, где дрова лежали и вкусно пахло. А папа сказал, что это сеном пахнет, потому что сеновал. А еще там была большая собака. Она была совсем черная и добрая. Собака пришла к Маше и сказала ей в ухо тихонько: "вау?" И вдруг лизнула Машу в нос. И Маша засмеялась. Ей почему-то стало весело, когда собака ей сказала "вау" и лизнула в нос. И Маша тогда тоже сказала маме в ухо: "Мама, вау! И тоже лизнула ее в нос" И мама засмеялась и передумала искать другое место. 
Потом мама сказала: "Ну, хватит, я хочу скорее с морем поздороваться!" А папа сказал: "Ну, конечно!" И все пошли на море, кроме Маши, потому что ей сандалики еще не успели купить, и она снова на маме ехала. А Маша ехала и думала: "что это за море такое важное, что с ним скорее надо здороваться, а не сандалики искать?" 

И вот они шли, шли и пришли к большой луже. Даже огромной луже. А вокруг лужи был песочек и много людей. И даже дети были. И все играли в этой луже и брызгались. Но Маша все равно испугалась немножко, что мама не разрешит ей в такой большой луже играть. Но мама поставила Машу на песочек, сняла с нее платье и сказала: "Ну, что, Машка, пойдем с морем здороваться?" Маша стала оглядываться вокруг, чтобы увидеть, где это Море, с которым здороваться, а мама взяла и пошла прямо к луже. И стала Машу звать, чтобы та скорее к ней бежала. И Маша тогда тоже к луже пошла, а мама сказала: "Смотри, какое море теплое, как парное молоко!". Маша тогда поняла, что лужа - это оказывается море. И на всякий случай его попробовала. Ротом. Совсем чуть-чуть, чтобы узнать, какое это молоко такое - парное. Но пить было совсем не вкусно, а даже горько и на молоко совсем не похоже. А мама сказала, чтобы Маша тогда у берега поплюхалась, а она пока сплавает подальше. И скорее от Маши прямо по воде убежала. А Маша не хотела у берега, она с мамой хотела. И она тогда тоже вперед побежала, где мама. Но, оказалось, что море очень хитрое - оно раз и утащило дно из-под Машиных ножек. И Маша сказала "Блум" и немножко утонула. То есть, это она сначала утонула, а потом ее - раз и кто-то выдернул из моря. А это папа был, оказывается. Он сказал Маше: "Маша, как не стыдно? Тебе мама что сказала?" и  поплыл Машу на берег (он Машу снизу под животиком держал, а Маша махала ручками и ножками сильно). Потом он отвел Машу туда, где было много других детей, как в машином садике, и сказал Маше: "Играй с ребятами и отсюда ни шагу, а то рассержусь!" Маша не знала, как это, когда папа рассердится, поэтому на всякий случай решила пока остаться и стала с другими детьми ямки копать.

Маша копала, копала и вся стала песочная прямо. А потом пришла мама и сказала: "Машка, пошли обедать!" И они пошли. Обед был очень вкусный, потому что вредный. Это баба Липа бы так сказала. Потому что на обед не было супа и макарон, а была только котлета с огурцом и вареное яйцо. А еще мама достала из сумки большущий красный помидор и прямо руками его разломала на кусочки. Даже папа удивился, что помидор можно руками ломать, такой был помидор необычный. И Маша взяла и все съела, что ей мама дала. А потом папа пошел с Машей купаться в море. Это было здорово, потому что папа придумал играть в дельфина. Он усаживал Машу себе на спину и немножко плыл, а потом, вдруг, подпрыгивал и сбрасывал ее в воду. Маше было очень весело и немножко страшно. 

А потом пришла мама и сказала, что уже пора домой. И они все вытерлись полотенцем и пошли домой. Идти было трудно, потому что сандалики Маше так и не купили, а мама устала и не хотела Машу на ручки брать. А папа сказал, что лучше пусть Маша ножки закаляет и по горячим камням ходить полезно. И даже сам снял сандалии, чтобы все видели, как это полезно. А мама сказала, что они тогда пойдут вдоль моря, мимо порта, потому что босяков в центр города не пускают. И они шли, шли и вдруг...

Вдруг Маша увидела баб! Бабы были очень красивые, разноцветные. Они были не очень высокими, примерно Маше по пояс. И Маша скорее побежала и стала их трогать. Самое удивительное, что бабы совсем не рассыпались, как те, что Маша делала в песочнице своим ведерком. Они наоборот, были ужасно твердые и большие. И Маша подумала, что наверное это какой-то великанский ребенок играл и делал этих баб своим великанским ведерком. Наверное это очень волшебное ведерко, раз бабы не рассыпаются. И Маша тогда поняла, как это папа ходил по бабам. Это он по вот этим великанским бабам ходил. И тоже захотела походить, как папа. И Маша сказала папе: "Папа - баба дить!" и стала забираться на ближайшую бабу. Папа вдруг стал очень сильно смеяться. Он даже на землю сел, так сильно смеялся. А потом сказал Маше: "Точно, дочь, пора нам с тобой по бабам!" И тоже стал залезать вместе с Машей на бабу. И все прохожие тоже стали смеяться. А мама почему-то вдруг стала очень красная. И Маша с папой стали ходить по бабам. Это было ужасно здорово. Потому что вместе и потому что бабы совсем не рассыпались. А еще потому, что мама тоже стала с ними ходить по бабам. Наверное испугалась, что папа с Машей заблудятся без нее. А потом Маша устала. Тогда папа надел свои сандалии и взял Машу на ручки. А мама взяла папу за пояс, как будто испугалась, что потеряется. И они все пошли домой. И все почему-то улыбались - и мама, и папа, и даже все прохожие улыбались. А Маша думала, что это очень здорово - ходить с мамой и папой по бабам. Главное - не заблудиться. 

 

 

Маша и лужа

 

И мама с папой побежали. А Маша не захотела бежать. Она лететь захотела. Маша ножки поджала и, раз - полетела. То есть, это мама и папа ее за ручки летели. Но все равно Маше понравилось. И она долго-долго так летела. Пока мама не устала. Мама тогда поставила Машу на землю и сказала: "Довольно, дальше сама топай". И Маша тогда стала топать. Прямо как слон. Она топала, топала и, вдруг, притопала прямо в лужу. Маша хотела в луже тоже топнуть, а получилось только плюхнуть. Лужа обиделась сразу на Машин плюх и как плюнет на мамин плащ! И мамин плащ сразу стал очень красивый - в пятнышках. Как жирафик в зоопарке. Но маме, наверное не нравился жирафик. Она стала на Машу кричать, что Маша плохая и непослушная. И не стала с Машей больше рядом идти. А папа сказал: "Ха, ха!" И еще он сказал, что мама зря сердится. И что очень красиво получилось. Как у зебры. А Маша расстроилась, что папа не понял. Что он зебру с жирафом перепутал. И она тогда ему лужей плюхнула. Папа сразу тоже стал на жирафика похож. И Маша обрадовалась и в ладошки захлопала. А папа вдруг обиделся на Машу. Он сказал, что Маша избалованная и невоспитанная. И что он правильно решил ее в деревню на воспитание отвезти. И папа тоже от Маши отошел скорее. А Маша вдруг подумала, что она совсем на маму с папой непохожа. И что все вокруг будут думать, что это ее неродные мама и папа, раз она так на них непохожа. И тогда Маша взяла и двумя ножками сразу плюх сделала. Потом она пошла к маме и взяла ее за ручку. А потом Маша маму к папе подтащила и папу за ручку взяла. И они снова пошли на автобус. Только теперь медленно. Потому что мама и папа теперь все лужи обходили, а вчера шел дождь. А Маша шла и гордилась, что теперь она совсем как мама и папа. Теперь-то всем вокруг точно ясно, что она мамина и папина!

 

 

 

Контакты:

 

Г. Екатеринбург, Ул.Добролюбова,2, Семейная студия "Акварель"
+7 (965) 523 3518
lubavl72@mail.ru
http://m.vk.com/strana.plastilina