Шведская сказка "Сорока, которой насыпали соли на хвост"

Воспитание мальчиков.

Шведская сказка

"Сорока, которой насыпали соли на хвост"

Anna Wahlenberg, 1903 год

Из книги: "Среди эльфов и троллей"

Иллюстрации: Йон Бауэр

Москва, "Издательский Дом Мещерякова", 2016

Продолжительность видео рассказа: 45 минут

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Исполнение желаний. Отношения юноши и девушки. Мужская Дорога взросления. Шведское чувство юмора и практичность.

#сказкотерапия #сказковедение #зинкевичевстигнеева #союзсказкотерапевтов

#икогенология

#воспитаниеребенка

#воспитаниездоровогохарактера

   

   Дорогие друзья, здравствуйте! Я приветствую всех любителей сказок. И сегодня, невозможно удержаться, чтобы не поговорить об одной из шведских сказок.

   Шведский юмор, шведская сказка, стоит немножечко особняком в нашей Мировой культуре. И мы очень любим шведских детских писательниц. И Астрид Линдгрен, и Сельму Лагерлеф. Надо сказать, что само шведское красноречие, чувство юмора, жизненный практицизм – это действительно, такие удивительные явления в Мировой культуре, которые не плохо было бы открывать и учиться у них.

   И вот, мне хотелось бы Вас познакомить с книгой Издательского Дома Мещерякова, которая вышла в прошлом году. Называется эта книга «Среди Эльфов и Троллей». Она иллюстрирована художником Йоном Бауэром. 

   Очень интересные иллюстрации. Очень интересные типажи. Действительно такие вот настоящие Тролли. И этого художника называли мастером изображать как раз таких фольклорных персонажей - Эльфов, Троллей. Очень интересные, вот именно такие шведские иллюстрации. С такой очень интересной эстетикой, северной строгостью и лаконичностью. Книга, очень красиво издана. Ее очень приятно держать в руках. 

   В книге собраны не народные шведские сказки, а авторские. И эти сказки были написаны в начале ХХ века. И вот мышление и мировосприятие шведа начала ХХ века, здесь очень тонко прочитывается    между строк этих чудесных шведских сказок. 

   И вот мне сегодня хотелось бы взять самую первую сказку этого сборника. Потому, что на мой взгляд она совершенно очаровательна, именно как воспитательный инструмент для воспитания мальчиков в особенности, но и конечно девочек. Потому, что это будет история о том, как думая, что ты достигаешь одну цель, ты достигаешь совсем иной цели. Достигаешь того, что тебе подлинно необходимо.

   Действительно, эта сказка, она очень прекрасно может быть использована именно для воспитания ребенка. Мне хотелось бы ее прочитать, и прокомментировать. Итак, сказка называется «Сорока, которой насыпали соли на хвост», автор Анна Валенберг. Эта сказка была написана в 1903 году.

                Анна Валенберг.

«Сорока, которой насыпали соли на хвост».

 

   Жил когда-то мальчик, которому всегда чего-нибудь хотелось. То он мечтал о маленькой лошадке, на которой можно кататься верхом, то о санках, то о лодке, то, на худой конец – о складном ноже. Но так, как отец мальчика умер, а мать была бедной поденщицей, его желания никогда не исполнялись.

   Однажды, когда он в очередной раз чего-то захотел, один мудрый старик дал ему хороший совет. Старик предложил мальчику пойти в лес и насыпать сороке соли на хвост – тогда, все его желания исполнятся. Правда, мальчик должен успеть загадать желание, пока соль не просыплется с сорочьего хвоста.

   С этого самого дня мальчик все время носил соль в кармане штанов. Он бродил по лесу с раннего утра и до позднего вечера, встречая много сорок, но ни одна из них к нему даже не приблизилась. Но однажды утром мальчик наткнулся на сороку, которая оказалось не столь пугливой. Птица села неподалеку от него, так что мальчик вполне мог схватить ее. Но едва он приблизился к сороке с щепоткой соли, как та взвилась вверх, приземлилась на ветку ближайшего дерева и начала над ним надсмехаться. 

   Целый день вредная сорока дразнила его. И когда наступил вечер, мальчик без сил бросился на землю и закрыл глаза, чтобы не видеть эту злую птицу. Он слышал, как сорока прыгает по веткам и тут кто-то позвал его:

   - Улле, Улле!

Мальчик поднял голову и с удивлением понял, что это сорока назвала его по имени.

   - Ты умеешь говорить? – изумился мальчик.

   - Да. Видишь ли, я заколдованная принцесса, - ответила сорока, - И ты сможешь получить все, что пожелаешь, если угодишь мне. Достань мне острый складной ножик, чтобы я могла чистить клюв и коготки. И тогда, я разрешу тебе насыпать мне соли на хвост.

   Мальчик подумал и решил, что это прекрасная сделка. На следующее утро, он отправился в лес. Целый день собирал ягоды, которые затем продал в господской усадьбе. Каждый день он ходил в лес по ягоды, пока наконец не накопил достаточно денег, чтобы купить прекрасный складной нож.

Улле помчался в чащу и стал звать сороку, чтобы отдать ей подарок. Сорока мигом прискакала и стала рассматривать ножик. То одним, то другим глазом.

   - Фу! - в конце концов сказала она – Что-то этот ножик не больно хорош для принцессы. Был бы он хотя бы с золотой ручкой!

Улле расстроился, и на глазах его выступили слезы.

   - Я постараюсь достать для тебя другой нож, позолоченный, - предложил он.

   - Нет, спасибо, нож меня больше не интересует – отрезала сорока, лучше достань мне хорошие санки! Я зимой буду кататься с горок!

   Ничего не поделаешь, пришлось Улле зарабатывать на санки. Он стал мастерить деревянные ложки и своим новым ножом он вырезал их так искусно, что любо-дорого смотреть. Затем он продавал ложки в городе. Улле так усердно трудился, что у него не хватало времени даже на то, чтобы вырезать себе маленькую лодочку. Через полгода мальчик смог купить прекрасные санки с отличными железными полозьями. Он пошел в лес и позвал сороку.

    - Вот твои санки, - закричал он весело, думая, что-теперь-то сорока останется довольна.

   Птица немедленно слетела с дерева и начала стучать клювом по железным полозьям и сиденью.

   - И ты думаешь, эти санки достаточно хороши для такой важной персоны, как я? – спросила она и опять уселась на ветку. – Нет, они должны быть украшены шелком и серебром.

   От отчаяния Улле заплакал.

   - Хорошо, я пойду и заработаю тебе на другие санки, - сказал он.

   - Нет уж, спасибо! – сварливо ответила сорока. – Теперь мне хочется иметь повозку со статными лошадьми!

   Бедный Улле с тяжелым сердцем ушел домой. Но он решил не падать духом. Если надо достать повозку и лошадок – он достанет, чего бы это ему ни стоило. Мальчик забрался на горку, с которой катался народ, и стал за деньги давать санки желающим покататься. Люди не скупились, и к Улле выстроилась очередь – так хороши были его санки. Теперь у него совсем не было свободного времени: он или стоял с санками на горке, или вырезал из дерева разные искусные вещи на продажу. Сам мальчик за зиму ни разу не прокатился на новых санках.

   Наконец Улле накопил денег и смог купить лошадку. Он обучил ее разным фокусам и стал показывать за деньги. Через некоторое время мальчик смог купить и вторую лошадку, которую тоже выдрессировал и начал устраивать целые представления. В конце концов Улле приобрел небольшую элегантную повозку, спицы колес которой были сделаны из серебра. Мальчик отправился в лес к сороке.

   Веселая сорока, как всегда, сидела на ветке.

   - Ой, что это такое? – обрадовалась она, увидев сверкающее серебро.

   Птица внимательно рассмотрела повозку и лошадок и покачала головой.

   - Не нравятся мне открытые экипажи, - вздохнула она, - я хочу ездить в закрытой карете. И лошади пусть будут не гнедыми, а белыми!

   - Хорошо. – грустно ответил Улле.

   Да уж, такую даму с претензиями, как эта сорока, выносить трудно. Но ничего не поделаешь – ведь она принцесса!

   - Я вижу, что ты ничего не понимаешь ни в лошадях, ни в повозках, - подумав, заявила сорока. – Давай забудем о них. Постройка мне лучше замок! Он должен стоять у моря, в нем должно быть не меньше ста комнат, а вокруг замка разбей парк и сад. Выполнишь мою просьбу, я помогу тебе.

   Тяжело вздохнув Улле отправился домой. Он стал возить людей в своем экипаже, и все хотели нанять именно его повозку. Ведь она была очень хороша, хотя и не понравилась сороке. Спустя некоторое время Улле купил еще одну повозку с лошадьми и нанял возницу. Заработав извозом достаточно денег, Улле смог построить замок. Прекрасный замок из белого мрамора, на башнях которого развивались флаги. 

   Снова пришел Улле в лес к сороке, и птица с радостью отправилась смотреть замок. Она прыгала по всем комнатам и кладовкам и, закончив осмотр, уселась на стол в главном зале.

   - Не плохо, совсем неплохо, - проскрипела она, - но кое чего в замке не хватает! Достань мне три сундука золота – без них я не выполню твою просьбу.

   - Как тебе не стыдно! – закричал Улле.

   За время общения с сорокой он вырос, а взрослый человек не боится сказать птице то, что думает.

   - Ну, тогда я не дам тебе насыпать соли мне на хвост, - расхохоталась сорока и вылетела в окно. Только ее и видели.

   «Я так много уже сделал, неужели не достану трех сундуков с золотом?» - подумал Улле. Что-что, а зарабатывать деньги он научился. Улле трудился целых пять лет, и в конце концов в главном зале замка появились три огромных сундука, наполненных золотыми монетами.

   Сорока прилетела в замок и уселась на край центрального сундука, разглядывая золото.

   - Что ж, теперь можешь насыпать мне соли на хвост, - решила она.

   Вот и настал долгожданный момент! Счастливый Улле засунул руку в карман штанов и достал щепотку соли. Сорока сидела смирно, когда он посыпал солью ее хвост.

   - Ну и чего желаешь? – поинтересовалась она.

   Улле задумался. Чего же он хочет? Он так много работал, чтобы исполнить заветное желание – насыпать сороке соли на хвост, что забыл обо всем на свете.

   - Раз, два, - торопила птица.

   - Подожди немного, подожди! Дай мне чуть-чуть подумать.

   Но Улле никак не мог вспомнить, чего же такого он когда-то хотел.

   - три! Вскрикнула сорока и взлетела, смахнув соль с хвоста.

   Птица уселась на подоконник и расхохоталась.

   И тут Улле разозлился.

   - Не смей дразнить меня, - закричал он, - потому, что теперь я знаю, чего я хочу! Я хочу купить ружье и застрелить тебя!

   - Не очень-то любезно с твоей стороны, милый Улле, - заявила сорока. – Ты хочешь застрелить меня, исполнившую все твои желания? Выполнившую обещание так, что ты даже не можешь придумать, чего пожелать? Ведь у тебя есть и ножик, и санки, и лошади с повозками, и замок, и сундуки с золотом!

   Улле остановился с открытым ртом и выпученными глазами. И правда! У него же есть все, чего он хотел! Оставалось только сесть и наслаждаться жизнью!

   - Ничего себе! – воскликнул он и всплеснул руками от изумления. – А я так стремился насыпать соли тебе на хвост, хотя этого можно было и не делать.

   - Вот именно! – ответила сорока, засмеялась еще громче, взмахнула крыльями и была такова.

   А Улле и думать забыл о том, что произошло. Он поселился в замке и жил там долго и счастливо.

 

   

Вот, друзья мои, такая шведская сказка. Давайте о ней немножечко поговорим. Потому, что, сказка очень богата на смыслы. Абсолютно практически. Воспитательные смыслы.

  Конечно, если говорить о шведском колорите, то мы сразу же видим акцент на трудолюбие. Это можно сказать национальная идея шведа – ты должен быть трудолюбивым, ты должен быть достаточно аскетичным, прагматичным, прижимистым. Но правильно будет все добывать своими руками. Исполняй желания, не с помощью волшебной силы, а с помощью собственного труда. Но, если у тебя не хватает ума замотивировать самого себя на упорный труд, который приведет тебя к достатку, то тогда тебе потребуется волшебная помощь. И в данном случае, в виде феи волшебной, которая исполняет желания - стала сорока. Но, сорока не сама исполняет желания, она становится мотиватором. 

   И вот это очень интересный сказочный фокус. Когда не третье лицо, обладающее волшебной силой, помогает исполнению желаний, как допустим Феи, Волшебники, рыбка золотая, а волшебное существо. Ведь собственно сороку, которая умеет говорить человеческим голосом и позиционирует себя как заколдованная принцесса, можно отнести к волшебным существам. 

   Так вот волшебное существо не исполняет желание, не предлагает свою помощь, а мотивирует. И причем мотивирует очень интересным образом. Беря героя – мальчика Улле на «слабо». Вот, «слабо» тебе сделать это для меня? Сделай это, я тогда выполню твою просьбу. Фактически сорока ведет себя как зазноба.

   Вот если, мы с Вами вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки», там есть чудесная пара – кузнец Вакула и красавица Оксана. И она ему говорит, что принесешь мне черевички с царской ножки, выйду за тебя замуж. И вот такой способ мотивации, он очень интересный. Он характерен для женщины зазнобы.

   Вот, со многими из Вас мы говорили, о женских архетипических ролях, древних ролях женщины по отношению к мужчине. И вот одна из древних ролей женщины – быть зазнобой. То, есть мотивировать мужчину переходить в зону ближайшего развития, совершать какой-то подвиг, преодолевать себя и раскрывать те способности, возможности, которые дремлют пока в нем. 

   И может быть мужчина, скажем условно просьбу вот зазнобы, он бы может быть лежал себе на печи, лежал себе на диване, ничего не делал, только что-то желал, сокрушался о том, что он не получает желаемого. А здесь вот, вот такая вот появляется зазноба, и он бросает все и начинает усиленно трудиться и добывает все, о чем он мечтал. 

   И вот, в этом чудесном сюжете, шведская воспитательная система, предлагает инструмент. Как можно отвечать детям, которые все время, чего-то хотят. Невозможно, ребенку, который все время чего-то хочет - «купи мне мама этого, купи мне мама этого», говорить, что – «Сыночек, доченька, мы купим в следующий раз, когда у нас будут денежки…». Невозможно все время, это объяснять. Нужно изобрести некий способ, который сможет удовлетворять все желания. 

  Но, это не будет цветик-Семицветик, который ставит героя, владельца этого цветика в пассивную позицию. Бери и отрывай лепесточки и только придумывай чего ты хочешь. А здесь, шведская воспитательная система предлагает родителям изобрести, такой универсальный Удовлетворитель желаний, который бы побуждал именно к самостоятельному труду.

  Вот очень интересный прием, когда формируется одно большое желание. А желание какое? Насыпать сороке соли на хвост, чтобы сбылось любое желание. И собственно условия исполнения этого желания - является труд. Вот этот алгоритм, этот механизм он совершенно очарователен и невероятно активен для воспитательных целей. 

  Итак, придумать такой универсальный Исполнитель желаний, основным условием к работе которого будет самостоятельный труд. Приложение самостоятельных усилий, собственные достижения.

  Ну давайте немножечко поговорим об этой сказки с точки зрения взросление не только универсального Исполнения желания.  Не только как Воспитательный аспект. Будем считать, что мы этого коснулись. 

   А вот давайте теперь поговорим об этой сказке, как о практике взросления. И здесь уже на первый план выходят другие символы. А именно – соль.

   Напомню, с чего всё началось. Нашелся Мудрый старик, который дал Хороший совет мальчику -  пойти в лес и насыпать сороке соли на хвост. И с тех пор мальчик всё время носил соль в кармане штанов. 

   И вот это очень интересный, очень глубинный и сакральный символизм взросления. Оставим на некоторое время капризную сороку и представьте себе, что соль символизирует тягу к познанию. Тягу к раскрытию жизненных механизмов. Тягу к пониманию того, кто ты есть на самом деле. 

   И вот если зайти с такой стороны такого символизма соли, а мы с вами, когда разбирали сказку английскую «Камышовая шляпка», там тоже мы говорили о символизме соли только для девушки. Девушка говорит отцу, что она любит его как свежее мясо любит соль. Опять соль. Познание сути. 

   Так вот представьте себе мальчика, который носит принцип познания сути явлений, принцип взросления в кармане своих штанов. То есть вот в этом шифре, с этого самого дня, - «мальчик все время носить соль в кармане штанов», заключена совершенно иная система, иное послание. То есть, перед нами уже герой, который имеет глубинную внутреннюю мотивацию к самопознанию и саморазвитию. 

   А сорока - это так, то что называется Внешней Антураж жизненных обстоятельств. Некий помощник, который ему помогает, вот эту глубинную мотивацию к Познанию самого себя и Мира, мотивацию себя к взрослению, укреплению себя – раскрыть. 

   Очень интересный этот символизм. Даже можно такое послание сказочное выделить: «Если хочешь быть успешным. Если хочешь жить в достатке. Если хочешь повзрослеть -  носи соль в кармане штанов». То есть всегда держи внутри себя стремление к познанию сути явлений, познанию себя и познания Мира. 

   Возьмём ещё один Аспект символизма этой сказки. Потому, что невозможно его обойти и мы косвенно его уже коснулись. Это символизм - отношения мужчины и женщины. Эта сказка не только о труженике, о мужчине, который приучается к труду. И всего добивается своим усердным трудом. Эта сказка о том, как строятся отношения мужчины и женщины. 

   И в данном случае мальчик Улле, выступает как мужчина, а сорока выступает в роли женщины. И она и сама говорит, что она Заколдованная принцесса. Какая у женщины роль? Вот мы коснулись уже роли зазнобы.  

   Действительно. Во-первых, она очень хорошо знает себе цену. Она создает определенный набор испытаний для мальчика, чтобы он «насыпал ей соли на хвост». Другими словами, мы имеем здесь очень тонкий шифр любовный игры. Для того чтобы заслужить соединение с возлюбленной, юноша должен пройти ряд испытаний. Доказать на, что он способен. Выполнить желания девушки и тогда она ему позволит до себя дотронуться. «Насыпать соли на хвост», - и в данном случае соль, уже выступает никак суть вещей, а как семя. Она позволит войти в неё и оплодотворить ее, но для этого юноша должен потрудиться. И дорасти до того уровня, чтобы соответствовать избранному юноше, который готов стать настоящим мужчиной, мужем и будущим отцом. Который способен прокормить и жену, и своих детей. 

   И заметьте, что те испытания, которые предлагает сорока, как девушка, как возлюбленная, они только внешне выглядят эгоистичными. Они только внешне выглядят женскими капризами. Ничего подобного. На самом деле сорока создает такие задания, которые каждый раз делают Улле сильнее и богаче. Она не забирает себе ножичек, она не забирает себе санки, она не забирает себе повозку, она не забирает себе замок и сундуки с золотом. Она только создает мотивацию, а всем приобретенным пользуются сам Улле. И с помощью, каждого Нового приобретения, он совершает новый эволюционный шажочек. Он укрепляется всё больше и больше. И вот в данном шифре, помимо любовной игры, то есть недоступная девушка, недоступная возлюбленная, достается шведскому юноше. Та, которая знает себе цену. Та, которая проверяет своего возлюбленного и создаёт обстоятельства чтобы он стал крепче, чтобы он стал сильнее, раскрылся максимально. 

   Но и показывается еще очень важный момент - шведская женщина, создает для своего мужа обстоятельства роста. И социального, и нравственного, и сакрального. Вот с этой точки зрения очень интересен Союз Анны Григорьевны Достоевской и Фёдора Михайловича Достоевского. Я уверена, что вы знаете историю этого удивительного супружеского Союза, и вы знаете, что Анна Григорьевна привела в порядок все дела Фёдора Михайловича, и делала даже так, чтобы труд ее мужа приносил доход.

   Так вот когда открываешь ее генетические корни. Оказывается, что в ней текла достаточно немалая доля шведской крови. И может быть, именно шведская кровь позволила Анне Григорьевне выстроить такую последовательную концепцию  укрепления социального, и защиты от долгов и кредиторов, и самостоятельного издание произведений Фёдора Михайловича. Вот шведская женщина невероятно прагматична. Но этот прагматизм не в «голом расчёте», а этот прагматизм в том, чтобы, максимально раскрыть таланты, которые есть в мужчине и предназначены эти таланты для земной жизни. 

   Но не случайно глубинный сакральный символизм женщины - это Земля, а мужчины - это Небо. То есть, женщина, она владеет всем тем, что используется в земной жизнь. Она ее организует, и она определённым образом приспосабливает мужчину к земной жизни раскрывая в нем те стороны, которые помогают земному укреплению. И   вот этот шифр сказки, про «Сороку, которой насыпали соли на хвост», он тоже безусловно есть.

   Конечно, можно разбирать приращение достатка - отдельно каждый символ. И это тоже очень интересный ракурс анализа этой сказки. Давайте мы это тоже с вами сделаем.

   Итак, начнем с самого начала. Жил когда-то мальчик, которому всегда чего-нибудь хотелось. Он мечтал о маленькой лошадке, о санках, о лодках, на худой конец о складном ноже. Другими словами, мы имеем дело с героем, который многого желает. Он многого хочет достичь, но у него есть одна трудность - он не может систематизировать свои желания и выстроить жизненную стратегию. Поэтому, ему нужно пройти ряд этапов взросления, для того чтобы выстроить в единую систему свою жизненную позицию, и раскрыть Миру свою маскулинность. И в этом ему помогает сорока.

  Итак, какие же шаги для раскрытия маскулинности, для создания своей собственной системы жизни, мужской системы, приобретает юноша по имени Улле. 

    Итак, первый его шаг -  это приобретение ножа. Но символизм ножа, особенно для мужчины, он совершенно понятен. Это прежде всего орудия труда. Это и средство защиты. Но наш герой он мастерит ложки, он вырезает из дерева. То есть он использует именно как ремесленный инструмент. Нож -  мужской ремесленный инструмент. Мужчине нужен инструмент. Самый первый инструмент, которым он сможет заработать себе на хлеб. Не случайно, если мальчика отдавали учиться к мастеру, и он овладевал профессией, после того как он сдавал мастеру экзамен, мастер награждал его инструментом.

   Инструмент, рабочий инструмент - это самое первое, что должен получить мальчик в свои руки. Тогда, он становится начинающим мастером, способным себя прокормить своими руками. 

   И вот первая ступенька роста, маскулинного роста, социального роста, пройдена. У мальчика есть прекрасный складной нож. Сорока, она не преувеличивает значение этого ножа. Почему? Она говорит, что вот хорошо бы он был с позолоченной ручкой… То есть сорока, ему говорит, что ты можешь большего как мастер. У тебя золотые руки, я верю в тебя. Ты можешь большего. И каждый раз сорока говорит: «Ты можешь большего. Вот ты состоялся как мастер, ты получил инструмент в свои руки, но ты можешь большего.». То есть не останавливайся на достигнутом. 

   Вот эти капризы Сороки, это постоянный рефрен - «не останавливайся на достигнутом, ты можешь большего», вторая ступенька взросления Улле. Вторая ступенька – это санки. «Достань мне хорошие санки, я зимой буду кататься с горок», - говорит сорока. Что такое санки? Но если мы вспомним с вами сказку про Емелю, то это - средство передвижения. «Идите сани в лес сами». Это средство передвижения зимой. И можно сказать что это -  автомобиль, это дополнительные ресурсы движения, это дополнительные возможности перемещения. Вот как для мальчика и для мужчины важен конь, как для мужчины важен автомобиль, в данном случае это - средство передвижения. Который даёт и статус, и дополнительные возможности, и скорость. Но, если ты это средство передвижения будешь сдавать в аренду как предприимчивый Улле… ты ещё будешь иметь с этого доход. Но поскольку мы о санках говорим, как о ступеньках взросления, то это, своего рода конь -  средство передвижения. Средство быстрого движения. Он увеличивает скорость, увеличивает скорость движения, увеличивает скорость роста. 

   Ну и конечно же символизм санок ещё связан с внутренним ребенком. То есть, он взрослеет, он становится быстрее, умнее, сильнее, но в тоже время сохраняет связь со своим внутренним ребенком. Потому, что дети любят кататься на санках, съезжать с горки. И вот, это очень тонкий символизм мужского взросления. Несмотря, на то что ты уже окреп, несмотря на то, что у тебя уже есть и статус, ты уже признан, но не теряй связи с внутренним ребенком. Это вторая ступенька - санки. Санки Улле заработал. 

   Что же просит сорока дальше? Конечно же, она говорит, что санки недостаточно хороши для такой персоны как она. То есть опять рефреном входит эта мысль, что ты способен на большее и очень интересно, что Улле соглашается всякий раз. «Хорошо, я пойду и заработаю тебе на другие санки». И вот конечно же, с таким смирением… За таким смирением Улле перед сорокой, стоит смирение ученика перед мастером. Если мастер говорит, что это нужно исправить, это ты можешь лучше сделать… не стоит с мастером спорить. Потому, что у мастера нет задачи самоутвердиться за счёт ученика. У мастера есть задача - передать тебе в руки знания, умения, навыки, мастерство. А вот отсюда и смирение Улле. Это тоже часть его мужского пути взросления.

   «Да, я принимаю эти поправки. Я буду работать над собой», - фактически говорит Улле. Но, третьей ступенькой, в которую приглашает его сорока, это повозка со штатными лошадьми. И он, в два захода, овладевает этой повозкой. С начала он покупает лошадку и учит ее всяким фокусам, а потом собственно и повозку. Что такое повозка? Это более высокий уровень средства передвижения. Он получает больше возможностей, большую скорость. Он получает больше статус, больше уровень мастерства. Но это тоже не то на чём ему нужно остановиться и поэтому об этом ему говорит сорока, и говорит ему «что ты ничего не понимаешь ни в лошадях, ни в повозках. Давай забудем о них, стройка ты лучше замок.». Вот обращаю Ваше внимание на то, что несмотря на ту критику, с которой обрушивается сорока на Улле, она не настаивает на том, что чтобы Улле пошёл и переделал, так как ей нужно. Нет, она закрывает этот этап. То есть, фактически такая приемка этого испытания состоялась.  Да, ты достиг того уровня мастерства, которые условно в сказке, обозначен как уровень владельца повозки с лошадками. 

   Теперь, ты уже можешь строить свой собственный дом. Вот мы с вами знаем эту расхожую фразу, что настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына. И вот, в данном случае, уже на столько созрел как мастер, как мужчина Улле, что его допускают до строительства собственного дома. То есть, он уже готов создать фактически собственную семью, потому, что дом, это не только стены, но это еще и родовое гнездо. Это допуск к состоянию главы семьи отца и мужа.

   То есть, до этого, он шел по дороге к мастерству. Он стал мастером, достав повозку с лошадками. Теперь он может перейти к статусу семьянина и главы рода. И собственно это как раз и есть ступень - строительство замка. Он построил его, он состоялся как семьянин, как отец, как муж. Хотя в сказке нет указания на это, но вот этот образ, это метафора, символизм построенного замка о ста комнатах - такое чадородие за этим безусловно стоит. То есть, он состоялся как плодородный, чадородный отец, крепкий семьянин. Ну чего не хватает? Золота, денег, достатка, то есть такое материальное укрепление, фиксация родового наследства. Которое он сможет передать уже как Старейшина рода, уже как носитель богатств рода, символизируют вот эти три сундука с золотом. Фактически, все те испытания, которые проходил Улле. 

   Все те символы, с которыми он материально соприкасался – нож, санки, повозка с лошадьми, замок, три сундука с золотом - вот эти 5 ступеней взросления привели его к зрелости, и в конце он просто наслаждается жизнью. Ему уже ничего не нужно. 

   И вот когда он повзрослел, уже стал настоящим мужчиной, сорока ему и говорит, что пожалуйста, теперь ты можешь насыпать мне соли на хвост. То есть она, выполняет свои обещания, но ему уже нечего желать, потому что он состоялся как мужчина, потому что он состоялся как индивидуальность, как личность. Ему действительно нечего желать. Но сорока, всё равно продолжает с ним эту игру. Чтобы он осознал свой статус глубже, но и конечно, чтобы смог посмеяться над собой. Потому, что каким бы мудрым, продвинутым и укрепленным не был, не забывай пожалуйста, о том, что в жизни есть игра и есть чувство юмора.

   И в этом отношении очень интересно как просыпается чувство гнева у Улле. И тут Улле разозлился: «Не смей дразнить меня, потому, что теперь знаю, чего я хочу. Я хочу купить ружье и застрелить тебя». Вот очень интересный здесь шифр именно в этом конкретном эпизоде сказки. Наконец-то пробуждается Гнев в Улле. До этого гнева не было. Он со смирением принимал все задания, потому, что он шел по дороге взросления. А теперь он состоялся, и он понимает, что всё, собственно взрослеть уже дальше некуда. И нужно просто ликвидировать, ту мотивационную систему  которой он доверял, по которой он шел, его всё время брали на слабо. Теперь это мотивационная система устарела, он говорит, что теперь хочет застрелить, то есть всё уничтожить. Понятно, что мы всё это воспринимаем уже как шутку. Чего не скажешь, особенно в сердцах. Но глубинный символизм этого сюжета, заключается в том, чтобы обнулить прежнюю систему мотивации. Она уже исполнила свое дело и теперь… по иному принципу будет формироваться. По принципу зрелого человека. Та мотивация нужна была для того, чтобы мальчик стал юношей, стал мужем, стал старцем. Может быть в таком сакральном смысле этого понятия, вот стал тем, кто может распоряжаться своими желаниями более точно. И соответственно, прежняя система мотивации должна была обнулена, должна быть упразднена. И надо сказать, что сорока не обижается, и мы видим в конце сказки, что они остаются друзьями.    

- Ничего себе! – воскликнул Улле и всплеснул руками от изумления. – А я так стремился насыпать соли тебе на хвост, хотя этого можно было и не делать.

   - Вот именно! – ответила сорока, засмеялась еще громче, взмахнула крыльями и была такова.

   То есть, сказка даёт нам такое очень точное послание - всё происходит своевременно. На том этапе, нужна была такая система мотивационных ориентиров. Теперь она уже не нужна, и она улетает, она отмирает, она уходит в небытие. И это очень важно с точки зрения противостояния инерции. Потому, что ведь у мальчика Улле, у юноши Улле у мужчины Улле, уже есть определенная привычка приносить свои трофеи сороке, и ждать нового задания. И вот эта привычка, она инерционная, и на новом этапе, в том эволюционном статусе, в котором теперь уже находится Улле, она абсолютно неуместна. И эта привычка улетает, рассеивается, обнуляется. Чтобы герой не был подвержен действию, сильному действию сил инерции. 

   И сказка заканчивается тем, что Улле и думать забыл о том, что произошло. То есть действительно такое вот полное обнуление старых мотивационных программ случилось. Он поселился в замке и жил там долго и счастливо. Наконец он пришел к статусу зрелости, когда уже не нужно ежедневно в поте лица добывать свой хлеб, когда ты превращаешься в мастера, который может управлять и своей судьбой, и событиями, и который наконец открывает для себя, что такое Счастье. 

   Вот такая сказка, шведская авторская сказка, которая хранит и несет национальный колорит – «Сорока, который насыпали соли на хвост». И я обращаю Ваше внимание, что само название этой сказки не соответствует содержанию. Потому, что сороке фактически не насыпали соли на хвост, для того чтобы исполнилось желание. Сороке насыпали соли на хвост, но уже когда ничего не хотелось. Бессмысленно сыпать соль сороке на хвост, если всё в твоих руках.

    Пусть так и будет и в нашей жизни! Пусть, эти простые жизненные истины помогают нам вспоминать Кто мы есть! И что очень многого, мы можем достичь с помощью труда, с помощью доброго намерения, чувство юмора, и жизненный практичности!

 Я благодарю всех за внимание и желаю всем доброго-доброго вечера!