Ждем...
Хотите всегда быть в курсе наших новостей и последних новинок? Оставьте свой e-mail через форму:
Поиск по сайту

Шведская сказка "Скачка с троллем"

Чуткость к Судьбе в ее поворотной точке.

Разговор с мальчиком в контексте шведской сказки "Скачка с троллем"

Anna Wahlenberg, 1910 год

Из книги: "Среди эльфов и троллей"
Иллюстрации: Йон Бауэр

Москва, "Издательский Дом Мещерякова", 2016

Продолжительность видео рассказа: 54 минуты

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Как может проявить себя Судьба в поворотной точке, какую проверку предложить юноше? Если встретишься с настоящей Троллихой, оказавшейся в слабом положении, - что делать? Бежать подальше, или оказать помощь? Как принять верное решение, если ты растерян и спешишь по важнейшему делу?
Как распознать наваждение и зов сердца к верному поступку?

Все эти, и многие другие вопросы поставила перед читателем своей сказки Anna Wahlenberg больше 100 лет назад.

Пусть каждый найдет свои ответы, ведь универсальных не существует!

 

Дорогие друзья, здравствуйте! Приветствую всех любителей сказок! 

   Сегодня мы снова с Вами обращаемся к сборнику шведских авторских сказок, который был создан больше 100 лет назад, и называется он «Среди Эльфов и Троллей». С иллюстрациями Йона Бауэр. Я обращаюсь к этому сборнику сказок по просьбе Татьяны Гершман. Замечательной Сказочнице и Сказкотерапевта из города Красноярска.

   И вот мне бы сегодня хотелось поговорить о сказке, которая очень неоднозначна. Которая скорее больше ставит вопросов, чем, дает ответов. И эта сказка очень будет полезна для того, чтобы построить разговор с мальчиком, с юношей. Но, так же конечно эта сказка будет полезна и девочке. 

   Сказка называется, дорогие друзья, «Скачка с Троллем». И автор этой сказки Анна Валенберг. Это тот же автор, что и автор сказки, мы ее с Вами разбирали «Сорока которой насыпали соли на хвост». Очень интересно, что автор женщина, а пишет она для мальчиков. Сказка написана в 1910 году, и я ее сначала прочитаю целиком, потому, что она достойна того, чтобы ее воспринять целостно, а потом о ней побеседовать. 

   Эта сказка не требует каких-то глубинных расшифровок. Эта сказка относится к таким историям, которые важно слушать и о которых важно размышлять. Потому что те вопросы, которые ставит сказка перед юношей, ну и перед девушкой тоже отчасти, они очень неоднозначны, и требуют полного отказа от догматизма. Больше чувствительности и к своей судьбе, и к своему сердцу. Словом, дорогие друзья, сказка которая побуждает больше вопросов и соответственно стимулирует процесс размышления. 

Итак, 

         Анна Валенберг

«Скачка с Троллем».

 

   Молодой крестьянский сын Петер Ларс ехал на лошади в город. Он был счастлив. Ларс отправился в город, чтобы купить себе новую куртку. Вечером он принарядится и пойдет свататься. Петер был абсолютно уверен, что ему не откажут. Какой бы гордой и богатой ни была прекрасная Лиса, она подарила ему несколько ласковых взглядов – ему, самому бедному из всех ее поклонников. Решено, что Петер Ларс вместе с отцом и сватом придет к родителям Лисы в шесть часов вечера, чтобы договориться о свадьбе.

   Петер Ларс скакал мимо полей, пашен и через дремучий лес. И как только он выехал из леса, то заметил, что в придорожной канаве что-то шевелится. Петер подъехал поближе и увидел какое-то странное создание. Это была женщина. Она подняла голову, и юноша вздрогнул: лица ужаснее он никогда не видел. Маленькие глазки женщины скрывали лохматые волосы, нос напоминал морковку, а губы блестели, как масленые.

   - Не мог бы ты мне сослужить службу? - спросила женщина. – А я хорошо заплачу тебе.

   - Что я должен сделать? – спросил Петер Ларс.

   И женщина рассказала ему, что она повредила себе ногу и похромала в соседний лес, чтобы найти целебную смолу. Но дойти до леса так и не смогла, нога совсем разболелась. Мимо нее проехали уже пять человек, и каждому из них она дала по одной золотой монете, чтобы они помогли ей и привезли смолу. Но никто из них не вернулся: наверное, они просто обрадовались деньгам и отправились домой по другой дороге. И женщина протянула сверкающую золотую монету Петеру Ларсу. Не мог бы он принести ей смолы из леса?

Петер Ларс отпрянул.

   - Кто же ты такая? Такая богатая, раз у тебя столько золотых монет, и такая грязная и такая неухоженная? – спросил он.

   - У меня так болит нога, - заплакала женщина, не ответив на вопрос, - такая ужасная боль! И тут в лесу ходит моя мать и зовет меня. Послушай, и ты услышишь.

   - Нет, я ничего не слышу, - прислушался Петер Ларс.

   И тут она ухватилась за ногу юноши, поднялась и приставила сжатую руку, как трубу, к его уху. И тут Петер услышал, как кто-то в лесу поет:

- Доченька-красавица!

Где же ты? Где же ты?

   Тут Петер Ларс так и покатился со смеху. Кто бы мог подумать, что эту уродину кто-то красавицей назовет?

   - Это тебя так называют? Красавицей? – воскликнул он.

   Женщина тяжело опустилась обратно в канаву, но продолжала пристально смотреть на юношу блестящими глазами.

   - Ты смеешься, как и все остальные, - прошипела она, - как же я вас всех ненавижу. Но еще раз прошу тебя, принеси мне смолу, а деньги оставь себе.

   И она протянула ему пригоршню монет.

   Петер Ларс оттолкнул ее руку, так что все золотые монеты раскатились по дороге.

   - Нет уж, спасибо, - сказал он, - теперь я вижу, что ты троллиха, а с троллями я не хочу иметь никакого дела.

   И он хлестнул коня и поехал дальше в город, где купил себе нарядную куртку, и ближе к вечеру двинулся в обратный путь. Но когда он въехал в лес, о котором говорила женщина, то не мог удержаться в и огляделся в поисках целебной смолы. Сосны стояли прямо перед ним, и юноша опять услышал знакомую песню:

- Доченька-красавица!

Где же ты? Где же ты?

   Петер Ларс обернулся, но никого не увидел. Стояла осень, и быстро потемнело. «Надо спешить, - подумал юноша, - иначе я явлюсь к Лисе поздней ночью, а это может оскорбить девушку. Лиса такая гордая!»

   И он пришпорил коня. Но тот сделав несколько шагов, остановился, приподнял уши, словно к чему-то прислушиваясь. И снова послышалась песня:

- Доченька-красавица!

Где же ты? Где же ты?

   «Но я мог бы успеть принести женщине целебной смолы, а потом вернуться домой», - подумал Петер Ларс и повернул обратно. Через мгновение он почти доскакал до канавы, но вдруг резко осадил коня. «Я сошел с ума, - подумал юноша, - какое мне дело до этой ужасной Троллихи? Что я так о ней забочусь?

   Но только он хотел пришпорить коня, как тот опять остановился как вкопанный и опять послышалась песня:

- Доченька-красавица!

Где же ты? Где же ты?

   - Нет, это становится невыносимым, - сказал Петер Ларс сам себе, - я должен помочь троллихе, иначе мне не будет покоя, потому, что эта песня просто преследует меня.

   И юноша пустился галопом к соснам, нагнул ветки и нашел маленький кусочек смолы. На лес уже опустилась ночная темнота, и Петер Ларс погнал лошадь изо всех сил. Когда он подъехал к тому месту, где встретил троллиху, та так и сидела в канаве.

   - Забирай! – крикнул Петер Ларсен и бросил смолу женщине на колени. – И больше никогда не попадайся мне на глаза, потому, что по твоей милости я, может быть потерял возлюбленную.

   И юноша поскакал домой так быстро, как только мог, не слыша, поблагодарила ли троллиха его или нет. Петер Ларс был зол и печален, потому, что чувствовал: он опоздал. Что скажут отец, сваты и сама Лиса?

   Вдруг он услышал лошадиный топот поблизости, и из леса выехал всадник. Это был брат Ларса. Он запыхался, а лошадь была вся в мыле.

   - Ты не успеваешь! – закричал он.

   Они поскакали рядом, и брат рассказал, что он сам, их старый отец и сват стояли около калитки дома родителей Лисы и ждали его. Но тут мимо проехал Йонас, богатый мельник. Он тоже мечтал жениться на прекрасной Лисе. И когда Йонас услышал, Петера Ларса ожидают к шести часам, мельник решил не уезжать. А вдруг Петеру Ларсу откажут? Тогда у Йонаса появиться надежда. И теперь мельник сидит у калитки и ждет. А брат Петера отправился в путь, чтобы поторопить жениха. Но теперь все напрасно, потому, что осталось только четверть часа, а скакать до дома Лисы еще несколько миль.

   Петер пришпорил коня, и брат остался далеко позади. Теперь Петер Ларс точно знал, что опоздает, но все-таки скакал вперед.

Было так темно, что он едва различал дорогу в дремучем лесу. Ветки деревьев рвали его новую прекрасную куртку. Царапали до крови его лоб. Но он не обращал на это внимание. Он думал, что прекрасная Лиса согласится на предложение богатого мельника, только чтобы досадить непутевому Петеру Ларсу. И все из-за какой-то троллихи.

Скоро конь начал задыхаться. И Петер Ларс испугался, что загнал его. Конь двигался все медленнее и медленнее. Но тут юноша внезапно, почувствовал, как поводья в его руке натянулись. Лошадь подняла голову и поскакала вперед, как будто и не устала. Что-то придало ей силы.

Петер Ларс оглянулся, ему померещилось, что кто-то сидит на спине лошади, позади него. Он присмотрелся, но на самом деле там никого не было!

Лошадь мчалась дальше и дальше. Причем теперь она скакала не по дороге, а перескакивала через кусты и горки. Петер Ларс снова обернулся и отчетливо увидел, что сзади него кто-то сидит.

Когда он выехал на равнину, лошадь понеслась едва, касаясь земли. Она летела как птица. У околицы Петер Ларс заметил свата, который бежал ему на встречу.

   - Ты не успеваешь, Петер Ларс! – кричал он.  – Осталось всего пять минут.

   - Посмотрим, ответил юноша, - и в одно мгновение пролетел мимо свата. Чуть дальше, он встретил своего старого отца, который озабоченно качал головой.

   - Ты не успеваешь Петер Ларс, - крикнул он, - осталась только минута.

   - Посмотрим, ответил Петер Ларс и промчался мимо, как стрела.

   В доме Лисы все еще ждали сватов. Девушка не отходила от окна, пока ее отец и мельник вели разговор.

   - Ну вот, - сказал отец Лисы и бросил взгляд на настенные часы, - осталось только полминуты, если бы Петер Ларс успевал, то мы бы уже слышали топот копыт на мосту. Лиса, лучше бы тебе отдать руку мельнику, потому, что нет доверия твоему жениху, который заставляет себя ждать.

   - Я подумаю до шести часов, - ответила Лиса, сердце которой сжалось. Она была очень горда, и ей легче было стать несчастной на всю жизнь, чем подождать жениха хоть одну лишнюю секунду. Но все-таки она не хотела терять Петера Ларса.

   И тут часы начали отбивать шесть часов.

   - Опоздал! – воскликнул мельник.

   Но послышался тяжелый стук копыт, и прекрасная Лиса зарделась от радости.

   - Послушайте, он скачет! – закричала она.

   - В любом случае слишком поздно, - заметил ее отец.

   Но с последним ударом часов в дверях появился Петер Ларсен. Он был весь в поту. Волосы юноши были растрепаны, а новая куртка порвалась. Прекрасная Лиса бросилась к нему и сжала его руку так крепко, чтобы он понял: свою руку она отдаст ему на всю жизнь.

   Мельник и отец девушки онемели от изумления. Они никак не могли понять, как Петер Ларс успел добраться от моста до дверей дома за какое-то мгновение.

   С тех пор, народ не уставал удивляться Петеру Ларсу. Как бы поздно он не отправлялся по делам, он всегда успевал к назначенному времени. И не важно, путешествовал ли Петер верхом, или в повозке. Он всегда был спокоен и уверен. Петер Ларс твердо знал, что позади него сидит кто-то, заботящийся о том, чтобы путь был легким. К счастью юноша никогда не видел своего попутчика, но прекрасно знал кто это. Иногда, Петеру Ларсу становилось стыдно, ведь он не сразу помог женщине. И хоть молодой человек не требовал признательности, но он встретил порядочного тролля, который отблагодарил своего спасителя так, как мог.

 

 

   Вот, дорогие друзья, такая сказка «Скачка с Троллем». Сказка, очень неоднозначна. 

   Почему? Потому, что, как бы мы сказали, что речь идет о встрече с нечистой силой. Но, все таки герой, почему то помогает Троллихе. И почему то Троллиха, оказывается благодарной. Это совершенно не соответствует нашим представлениям о том, как должен вести себя злой персонаж.

   Тогда, может быть шифр этой сказки, в чем-то ином? И вот, друзья мои, я предложила эту сказку, как контекст для разговора с мальчиком. О чем же? О чувствительности к своей судьбе в точке выбора. В точке принятия ответственного решения.

   Вот, давайте обратимся к самому началу. Кто же наш герой? Простой, крестьянский парень по имени Петер Ларс. Который готовится стать женихом. Ему предстоит сватовство, и он надеется, что оно будет удачным. Он себя готовит к сватовству. 

   Каким образом он себя готовит? Естественно, так как принято, так и готовит. Он договорился со свои отцом. Он договорился со сватом. Он назначил время, когда он пожалует в дом к родителям потенциальной невесты. Вроде бы все социальное, все что нужно по человеческим меркам, он приготовил. И отправился за курткой, чтобы выглядеть нарядным и красивым. Как и подобает жениху.

   Но, вот оказывается, что в этих точках, судьбоносных принятия решений, человек может пережить совершенно невероятный и совершенно неожиданный для себя опыт. Так случилось и с героем сказки Петером Ларсом.

   Вроде бы дорогу он очень хорошо знал. И это была обычная деловая поездка в другой город. Но, чем она обернулась дорогие друзья? Он встретился с Троллихой. Но интересно, что в сказке не написано, что это была Троллиха. Но, Троллиха ли это была на самом деле? Вот ведь какой интересный вопрос. 

   Если мы знаем о Троллях, что это достаточно злобные существа, и как бы мы сказали исходя из русской концепции – представители нечистой силы. То ясно, что сделка с ними не возможна. И к благодарности, представители этой силы не способны. С другой стороны, из русских сказок мы с Вами знаем, что безобразной может обернуться и некая Волшебница. Может обернуться безобразной и Баба-Яга. А она, совершенно неоднозначный зловредный персонаж. И совершенно не обязательно, что Баба-Яга является представителем Нечистой силы. Совершенно наоборот. Баба-Яга, это не Чертовка. Баба-Яга, это Ведунья. 

   И вот, давайте рискнем предположить, что молодой крестьянский сын Петер Ларс встретился вовсе не с Троллихой. Хотя, сама автор сказки утверждает, что скорее всего это Тролль. Но, откуда известно, что это Тролль? Разве, она сама себя таковой назвалась? Она сказала: «Здравствуй, Петер Ларс, я Троллиха. Помоги мне?» Нет! Она вообще постаралась обойти стороной, тему своего происхождения. Она только сказала, что у нее есть мама, которая ее ищет. Но, она не раскрыла своего имени. Она не объяснила, почему имея золотые монеты, выглядит такой не ухоженной. Только, на уровне стереотипа, которые есть у неухоженных, грязных старухах, можно назвать эту старуху Троллихой. Другими словами, обозначение этого существа, с которым встретился в лесу главный герой, как Троллиха, это исключительно дань стереотипу. Потому, что, если смотреть на ее поведение – финальное – на ее благодарное поведение, последовательно благодарное поведение, ясно совершенно, что это был представитель другой силы. Тогда, возникает вопрос. Какой?

   Если допустить, что это была проверка в пути, повороту к очень важной точки Судьбы, тогда многое становится на свои места. Действительно! Юноша, девушка, перед тем, как принять судьбоносное решение о Супружеском Союзе, могут подвергаться различным испытаниям. Различным проверкам. Как на Доброе сердце, так и на Здравомыслие. На очень многие нравственные, сердечные, сакральные качества. Которые необходимы в Супружеском Союзе.

   Но, внешне, эта проверка, может выглядеть просто как соблазн, просто как наваждение Нечистой Силы. Что собственно и происходит в сказке. И как распознать, где Соблазн Наваждения, а где действительно испытание, которое предлагает сама Судьба? 

   Распознать, эту ситуацию, распознать действующие в ней силы, чрезвычайно сложно. Поэтому и Петер Ларс, он не сразу же понимает, кто перед ним. Но, интересно, что он не бежит сломя голову прочь. Он проявляет заинтересованность. «Кто же ты такая? Такая богатая, раз у тебя столько золотых монет. И такая неухоженная?» То есть, он, как загипнотизированный, получается тянется к этому судьбоносному моменту. 

   И он слышит историю этой женщины. Оказывается, она повредила ногу, и просит его принести ей смолу. И обещает богатую награду. 

   И вот… очень тонкий здесь момент, дорогие друзья. Вот давайте зададимся вопросом: «А что было бы, если бы Петер Ларс взял золоту монету, ведь он небогатый крестьянский сын. И золотая монета, это может быть год, а то и несколько лет его работы. Что было бы, если бы он взял золотую монету, взял на себя обязательства принести смолу?» А сложно сказать, что было бы…

   Может быть его вообще бы так повело… Может быть он действительно оказался бы под деструктивными чарами Тролля… И остался бы в городе, в который он поехал только за курткой надолго. И может быть встретил другую девушку... А может быть он промотал все эти деньги и оказался бы в сложном положении… Все может быть…. Все может быть… Мы этого не знаем, как бы это сложилось…

    Знаем только, что те, кто взяли деньги, они исчезли. Да, в сказке есть объяснение этому исчезновению. Ну естественно, это были просто воры, которые забрали деньги и поехали другой дорогой. 

   А если это не так? Ведь, мы уже столкнулись с этой удивительной загадкой данной сказки. Здесь и женщина называется однозначно Троллихой, хотя ведет она себя так, как не свойственно Троллям. Не исключено, что и то объяснение, которое дает сказка, будто те, кто взяли по золотой монете, просто обычные воры, те кто искусились золотом. Может быть и это объяснение неверно? Может быть, это все автор делает, все сказка делает, чтобы нас запутать?

   Вообще, в этой сказке очень много вот такой вот провокации, которая запутывает. Но, запутывает что внутри нас? Запутывает наш Ум. Для того, чтобы включился наш Разум. 

   А чем отличается Ум от Разума? Вот почему в русских сказках часто просят: «Научи меня Уму-Разуму», «Дай мне, подари Ума-Разума»? Ум и Разум – это не одно и тоже. 

   Ум – это наша интеллектуальная, операционная система, с помощью которой мы обрабатываем входящую информацию, и исходящую информацию готовим. 

   А вот Разум – это способность осознавать происходящее. 

   Человек Умный, может жить весьма рефлекторно, совершенно неосознанно. Просто принимая те сигналы, которые посылает ему внешний мир и подстраивается под них. Для этого достаточно Ума. 

   Но, когда человек принимает решение перейти от стадии рефлекторной жизни, к стадии осознанной жизни. Вот здесь и включается его Разум. Который, распознает, что к чему. 

   И вот, именно для того, чтобы включился не только Ум, но и Разум, автор этой сказки, а может и сама сказка, потому, что я как Сказочница и как Сказкотерапевт знаю, что сказки обладают своей логикой и своей разумностью, своим сознанием. Так вот не исключено, что сама сказка сказала запутать Ум, для того чтобы включился Разум.

   И вот, если включается наш Разум…. И мы осознанно, въедливо подходим к анализу этой сказки, то возникает вопрос. Не исключено, что те, кто взяли золото у этой женщины, они просто не вернулись не из-за того, что попали в плен мотивации вора. Не из-за того, что искусились. А может быть их начала крутить, какая-то неведомая и не слишком то чистая сила. Может быть они поехали и где-то пропали в лесу. А может быть они поехали, потратили все деньги и попали в неприятную историю. Мы этого не знаем. 

   Если смотреть только на факты, то факт таков: те, кто взяли золотую монету у этой женщины, не вернулись. Сгинули. 

   Другими словами, именно вопрос - взял ты золотую монету или не взял – является тестом. Является проверкой. Какие чувства у тебя возникают в связи с этим? Какие сомнения у тебя возникают в связи с этим? Это все показатели того, как крутит твой Ум. Потому, что ты попал в очень нестандартную ситуацию. С одной стороны – сердце тебя зовет помочь этой женщине, этот импульс абсолютно иррационален. Он абсолютно непонятен. С другой стороны – инстинкт Самосохранения тебе говорит, что у тебя есть другие дела. Тебе нет никакого дела до этой Троллихи. Держись вообще от нее подальше. И вот как здесь обрабатывать эту информацию? С одной стороны – от сердца, с импульсом помочь, с импульсом отзывчивости. С другой стороны – от инстинкта и Ума, который говорит держись подальше и делай свое дело. Уму с такой задачкой не справиться. Тут нужно, что бы включился Разум. Но, это происходит не сразу. 

   Действительно, по-видимому происходит какое-то невероятное наваждение. Какое-то невероятное колдовство даже может быть. 

   Что же случается с Петером, когда он, возвращаясь обратно, уже в новой куртке, то есть полностью готовый к сватовству, почему-то въехав в этот заколдованный лес начинает слышать песню матери: 

«Доченька-красавица! Где же ты? Где же ты?»

   Что это такое? Это наваждение и действует оно не только на самого Петера Ларса, но и на его коня. «Он пришпорил коня, но тот сделав несколько шагов остановился и поднял уши, словно к чему-то прислушиваясь. А во второй раз, просто встал как вкопанный, не желая сходить с этого места». И вот если посмотреть только на факты, что это? Либо это Наваждение, либо это действительно колдовство Троллей, либо это Судьба…

   И вот, совершенно невероятный мужской урок в точке принятия решений, в точке судьбоносной – научиться распознавать -Что Это? Что со мной происходит? Какая сила на меня в данный момент действует? С этого вопроса начинается путь осознанности. 

   Молодой человек имеет возможность перейти от рефлекторной жизни, обычной жизни обывателя, к жизни осознанной. К жизни грамотного человека, мужа. И именно осознанности жена потребует от мужа в семейной жизни. Потому, что если мужчина живет только рефлекторно, неосознанно, и им владеют разные противоречивые желания и страсти, то может ли он быть надежным? 

   И вот вопрос вопросов… Вопрос, который важно задать и мальчику, и мужчине – вот при такой комбинации фактов - когда конь стоит как вкопанный, когда в твоих ушах слышится эта странная песня: 

«Доченька-красавица! Где же ты? Где же ты?».

   Когда тебе нужно спешить, потому тебя ждут сваты… но в тоже время ты почему-то думаешь об этой Троллихе, и хочешь потерять время, чтобы ей помочь - кинуть смолу, найти смолу для нее. Что делать при таком стечении обстоятельств? Что делать? 

   В первую очередь остановиться и задать себе вопрос: «Какие силы на меня действуют?» Хотя бы описать разумность, осознанность. Начинается с описания действительности. С описания реальности. Неслучайно в сказке используется вот этот удивительный прием – «остановился как вкопанный». 

   Вообще, что это такое, «остановиться как вкопанный»? То есть, зафиксировать момент. Зафиксировать момент «здесь и сейчас». Остановить мгновение, для того, чтобы разобраться в происходящем. Попасть в точку внутренней тишины. Попасть в точку, где открывается возможность описания реальности такой, какая она есть. Без каких-либо интерпретаций. 

   Потому, что, если ты пока не описал реальность, в которой ты оказался. Если ты не знаешь состав сил, которые на тебя в данной точке действуют… как ты можешь интерпретировать происходящее? Не можешь. Это будет лишь домысел, это будет догадка, это будет гипотеза. Но, на сколько она основательна? Если ты в нее поверишь, она станет фундаментом для принятия решения. Но, будет ли решение верным? Если в фундаменте этого решения лежит домысел. 

   И вот, это удивительный момент - пробуждение Разума. Пробуждение осознанности, «остановится как вкопанный» и описать состав сил, которые действуют на меня в данный момент.

   Итак, на меня действует некая сила, благодаря которой, я слышу песню: 

«Доченька-красавица! Где же ты? Где же ты?»

   Что я об этом знаю? Мне сказала встреченная мной женщина, что ее ищет мать, и это ее песня. Отлично! Итак, первая Сила – это Сила песни матери. Допустим!

   Вторая Сила, которая на меня действует в этой точке, это безусловно Отзывчивость. Сила Отзывчивости и именно она действует на меня, потому, что я хочу помочь этой женщине абсолютно несвязанный обязательствами с ней. Я абсолютно свободен, пред женщиной, которую я назвал как Троллиха. Но я все равно хочу ей помочь. это означает, что на меня действует Сила Отзывчивого сердца. Хорошо, пусть так! 

   Какая Сила на меня еще действует в этой точке? Безусловно, Сила Надежды на брак с моей возлюбленной Лисой. И я спешу именно к ней. И сейчас, я очень сильно тревожусь, потому, что я не успеваю. А это вопрос жизни и смерти. Я знаю, что моя девушка гордая и недоступная. Гордая не потому, что она гордячка, или она болеет Гордыней. Гордая, потому, что она очень хорошо понимает и свой женский статус. И так же понимает, каким должен быть мужчина рядом с ней, что бы их Союз был счастливым. Итак, на меня действует Сила надежды на мой Союз. 

   Но на меня действует еще и другая Сила. Сила Жертвенности, которая говорит – принеси свою Надежду на Счастливый брак, с тем, чтобы помочь этой женщине, которую ты назвал Троллихой. Пожертвуй собой. Сила Самопожертвования почему-то стала действовать на меня. Откуда? Либо от глупости. Либо от Чистого сердца. Происхождение этой силы Самопожертвования, я пока не понимаю.

   Итак, наш Петер совершил такую внутреннюю работу, хоть это в сказке не написано. 

   Но, мы ведь сказки с Вами договорились, в этой группе во всяком случае, читать не только по писанному, но и по неписанному. Итак, именно в этом эпизоде, когда «конь остановился как вкопанный» допустим, что Петер Ларс произвел вот этот вот анализ ситуации. Описал реальность, в которую он попал. Описал состав Сил, которые действуют на него. Четыре основные Силы. И теперь, он уже может принимать решение. И как интересно, это у него происходит… 

   Давайте посмотрим, как Петер Ларс принимает решение. 

   Он опять слышит песню: 

«Доченька-красавица! Где же ты? Где же ты?»

 ««- Нет, это становится невыносимым», - сказал Петер Ларс сам себе, - «я должен помочь Троллихе, иначе мне не будет покоя, потому, что эта песня просто преследует меня»».

   Внешне выглядит будто он решил избавится от наваждения. Внешне выглядит так, будто он принял Силу Наваждения Троллихи и решил сделать так, как она просит. Потому, что иначе он не будет знать покоя. Внешне, это выглядит так! 

   Но на самом деле… На поводу какой Силы пошел Петер Ларс? Конечно, на поводу Отзывчивого Сердца. И в этом секрет, почему он получил вознаграждение. Это не сделка с Нечистой Силой, как некоторые могут подумать. Потому, что привяжутся именно к тому, что Троллихе помогает герой. Нет! Герой получает вознаграждение только по тому, что он принимает решение идя на поводу, ставив в приоритет сердечную силу Отзывчивости. Вот один из самых сокровенных шифров этой сказки.

   Итак, юноша пустился галопом к соснам. Он нашел смолу. Кинул ее Троллихе. То есть он сделал это дело импульсивно. Он последовал импульсу Отзывчивого сердца. Ему не важно было – будет она ему благодарна… не будет благодарна… Он не хотел никаких реверансов. Ему ни чего было не нужно от этой женщины. Ни золота, ни благодарностей. Ему нужно было удовлетворить жажду своего сердца. Отзывчивость ему нужно было удовлетворить.

    Но, так же он понимает, что опоздал. А что это значит? А… он осуществил Самопожертвование, так, можно сказать. Он отказался от своего Счастья. 

   И надо сказать, что встреченные близкие люди, и не близкие люди, все ему сказали, что он опоздал. Поздно, поздно, поздно, поздно. Очень интересный шифр, дорогие друзья. Ему было сказано, что «ты не успеваешь», вот сейчас я не поленюсь и посчитаю сколько раз. 

   Первый, кто сказал ему, что «ты не успеваешь» был брат, родной брат Ларса. 

   Но перед этим, нужно сказать, что он сам сказал себе, что «не успеваешь». 

   Ну, пока только сосчитаем внешние посылы «ты не успеваешь». Первым сказал Ларс. 

   Дальше….      Сказал сват. Второй раз, что «ты не успеваешь». 

   Третий раз сказал отец «не успеваешь».  

   «Опоздал», - крикнул мельник – Слишком поздно.» 

   Четыре раза. От четырех разных людей, трое из них близких, четвертый конкурент, и он сам – пятый сказал, что он «не успевает». «Опоздал. Слишком поздно». 

   По идее, такое ограничение, которое идет из вне. Такое неверие в его победу… в его Счастливую Судьбу, должно было его сбить с пути. Опечалить. Он мог расслабится, сесть, сказать: «Ну все. Я никуда негодный». И так далее. И так далее. Но нет! Но нет! Он не теряет Надежды… 

   И вот, что здесь за Сила? Понятно, что сказка, опять-таки объясняет, что ему начинает помогать спасенная им старуха. Но, что же за символизм у этой старухи в данном конкретном эпизоде, что она ему помогает? Сила Надежды. Сила своей Судьбы. Вера в свою звезду. В свою Судьбу дает колоссальный заряд Целеустремленности. 

   И эта Целеустремленность помогает управлять Временем. Собственно говоря, благодаря этому путешествию Петер Ларс научился управлять Временем. Так ведь? И в конце сказано о нем, что все удивлялись Петеру Ларсу.    «С тех пор, народ не уставал удивляться Петеру Ларсу. Как бы поздно он не отправлялся по делам, он всегда успевал к назначенному времени. И не важно, путешествовал ли Петер верхом, или в повозке. Он всегда был спокоен и уверен». 

   То, есть он научился управлять Временем. Понятно, что сказка это объясняет тем, что в повозке или на лошади всегда кто-то сидит. Вот, но речь идет о механизме - Управление Временем. Время, действительно можно растягивать, можно его сжимать. С повышением интенсивности информационного потока, который генерирует человек, интенсивность внутренней жизни, наполненность внутренней жизни позволяет время растягивать. Так называемый Хрональный Поток замедляется. Еще об этом говорил академик Альберт Вейник. И вот эти ограничения – «ты не успеваешь, ты опоздал», то есть никто не верит, что Петер сможет научиться управлять Временем. А он все-таки это делает. 

   И эта возможность открывается в его Судьбе непосредственно перед тем как он войдет в ключевой статус жениха. А зачем жениху уметь управлять временем? Да, потому, что он станет мужем. Ему нужно будет очень много успевать. Ему нужно быть одновременно во многих местах. Ему нужно исполнять свои древние, архетипические роли по отношению к женщине – быть Добытчиком и Кормильцем, и Хозяином, и Целителем, и Любовником, и Дарителем, и Вдохновителем и Отцом детям. Ролей у него очень много. И без управления Временем, без грамотного Союза распределения Времени, без Целенаправленных действий, мужчине будет крайне сложно.  

   Поэтому, можно сказать, что такая вот важная компетенция жениха, дополнительно открывается в этой сказке. Это, как способность управлять Временем. Через Целеустремленность, через Веру в то, что ты правильно действуешь, что твое дело правильное. Через то, что ты слушаешь свое сердце, распознаешь текущие задачи. Через то, что ты живешь не рефлекторно, а осознанно. Что ты доверяешь не только Уму, но и Разуму. Вот видите, как интересно, дорогие друзья, разворачивается этот сюжет.

     Но, вот еще интересный есть шифр сказки, на который бы хотелось обратить Ваше внимание. Когда Петер Ларс кидает смолу женщине на колени он говорит: «Забирай! – крикнул Петер Ларсен и бросил смолу женщине на колени. – И больше никогда не попадайся мне на глаза, потому, что по твоей милости я, может быть потерял возлюбленную». Посмотрите, на сколько точно следует старуха его наказу – «И больше никогда не попадайся мне на глаза». Она все время помогает ему сзади, так что бы он ее не видел. 

   То есть на глаза она ему никогда не попадается. «Потому, что по твоей милости я, МОЖЕТ БЫТЬ!» Здесь очень важный этот оборот: «МОЖЕТ БЫТЬ! потерял возлюбленную». Другими словами, он здесь прямого обвинения, спасаемой им старухи, не выдвигает. Но, он действительно в большой печали. Потому, что он совершает абсолютно неУмные действия. Он жертвует своим Счастьем, ради вообще непонятно чего, а поддаваясь Наваждению. И старуха это оценивает. И очень точно действует – не попадается ему на глаза. Никогда. 

   Какой же здесь интересный шифр? 

   Ценность мужского слова. Вот были времена, и мы о них часто вспоминаем, когда людям верили на слово. Не нужно было заключать большое количество контрактов. Не нужны были посредники, в виде адвокатов, нотариусов. Не нужно было совершать великое множество подтверждающих документов, потому, что человеку верили на слово. Ценность мужского слова – это невероятная ценность. Это действительно золото. И Петер Ларс, он показывает своим примером на сколько крепким, на сколько ценным, на сколько влиятельным может быть мужское слово. Потому, что достаточно было одного его слова: «И больше никогда не попадайся мне на глаза», что бы его наказ был исполнен буквально. Буквально. 

   И когда мы говорим с мальчиками об этой сказке, и вот именно конкретно об этом эпизоде, что мы говорим? «Ты посмотри, какая Сила у мужского слова. И на сколько оно ценно. И очень часто Мир, воспринимает твои слова абсолютно буквально. Поэтому, следи пожалуйста за речью. Вот как Петер Ларс сказал: «И больше никогда не попадайся мне на глаза», так эта старуха и делает. Больше никогда не попадается ему на глаза. Слово не воробей, все, оно высказано. Поэтому, ценность каждого слова, потому, что Мир мужские слова воспринимает буквально. 

   Женщина мужское слово так же воспринимает буквально. Может быть он не то имел ввиду, но как сказал, так его и поняли. Поэтому, следи за своей речью. Потому, что именно через речь, через твой мужской наказ, ты осуществляешь влияние на Окружающий Мир. Ты осуществляешь влияние на близких тебе людей. На твою жену, на твоих детей, на твоих близких. Вот такой интересный шифр еще здесь скрывается.

   Итак, дорогие друзья, что же нам дает эта сказка? О чем она? Приводит она нашего героя, Петера Ларса, к Доброй Судьбе. 

   Почему? Потому, что ему удалось, в точке выбора, услышать Зов Судьбы. Пройти испытание, которое было предложено Судьбой. А испытание было не из легких. Тут Судьба Петера Ларса расстаралась, и создала такие декорации, чтобы сразу же эту загадку было не разгадать. 

   То есть, ну самый настоящий Квест. Потому, что «не верь глазам своим», не верь Уму, включай Разум, будь осознанным, точно опиши какие силы на тебя действуют в данной точке реальности. 

    Но и помни пожалуйста, что вознаграждена будет сердечная Сила Отзывчивости. Сила Доброго отзывчивого сердца. Именно эта Сила является ключевой, и в обретении навыков, и в управлении Временем. Именно эта сила будет питать твое мужское слово. Именно эта Сила поможет тебе строить Счастливый Супружеский Союз. Познавай эту Силу, открывай эту Силу, и тогда, получишь возможность распознавать, те уроки, те испытания, которые тебе дает Судьба. Тогда, откроется и Сила Прозорливого распознавания, что перед тобой, ловушка или проверка? Кто на тебя действует или что? Наваждение или тебя проверяют на Силу полноты твоего Сердца? Очень тонкие уроки. 

   Не хотелось бы расшифровывать досконально все нюансы этой сказки, хочется, чтобы остались ряд недосказанности, которые позволят каждому юноше найти свои ответы на такие важные вопросы. Но, на что хотелось бы напоследок обратить внимание, так это на позицию девушки, по имени Лиса.  

   ««- Я подумаю до шести часов», - ответила Лиса, сердце которой сжалось. Она была очень горда, и ей легче было стать несчастной на всю жизнь, чем подождать жениха хоть одну лишнюю секунду. Но все-таки она не хотела терять Петера Ларса». 

   Смотрите, какое испытание для девушки. С одной стороны, она была готова стать несчастной на всю жизнь, то есть выйти замуж за нелюбимого человека, но который ДЕМОНСТРИРУЕТ надежность. С другой стороны, ей не хотелось идти против своего сердца. И вот, благодаря тому, что ей не хотелось терять Петера Ларса, она в глубине своего сердца не имеет сомнений кого она Любит. 

   У нее есть сомнения, за кого выходить замуж. Это второй вопрос. Потому, что замужество связано с надежностью мужчины. 

   А вот Любовь, она ни с чем не связана. Она либо есть, либо ее нет. И девушка Лиса, она очень хорошо слышит свое сердце. «Я люблю Петера Ларса, но если он будет ненадежным человеком, если он не докажет свою надежность, то замуж я за него не выйду». 

   Посмотрите, какая странность. Вот для современной девушки, это очень странно. Если любишь, подумаешь, там одна секунда, подумаешь там, одна минута. Что за предрассудки? Но… эти «предрассудки», могут обернуться в Семейном Союзе в весьма неполезные разочарования. Одно дело быть замужней женщиной, другое дело – Любить. 

   Для этой девушки, для Лисы, в ее Разуме женском, эти два понятия находятся в автономном режиме. Это очень сложно понять, как это так? Одно дело любить, другое дело понимать, что этот юноша достойный, надежный супруг. И даже если я Люблю, но понимаю, что юноша ненадежен, то есть он не созрел как жених. Не созрел как муж. Я не буду выходить за него замуж. Либо я подожду, либо я создам Супружеский Союз с надежным человеком. Пусть Любовь живет в моем сердце, но есть Земной Союз мужчины и женщины, а есть Любовь. 

   Это очень сложно понять. И великое счастье для женщины, для девушки, и такого счастья оказалась достойной девушка по имени Лиса. Великое счастье, для девушки, для женщины, чтобы эти два принципа – Любовь к мужчине, к юноше и понимание его надежности как супруга объединились в одном человеке. Это великое счастье. 

    Ну, в этой сказке, как и полагается сказке, это счастье есть. Для того, чтобы показать, как это может быть. 

    Но, с другой стороны, сказка шифрует разграничение этих двух, пусть и связанных друг с другом, но разных автономных явления. Любовь к юноше – это одно явление. Понимание надежен ли он, готов ли он стать мужем – это другое явление. Ну, вот, мы можем только этот шифр обозначить. А как распоряжаться этим знанием, которое зашифровано в сказке будет решать для себя каждая девушка, каждая женщина.

Вот, дорогие друзья, сегодня мы с Вами познакомились со шведской сказкой, под названием «Скачка с Троллем». Она была написана Анной Валенберг в 1910 году. Но, актуальность ее мне кажется возрастает год от года. 

   Я буду рада если эта сказка окажется полезной для обсуждения с мальчиками и с девочками. Но, и я буду рада, если каждый из Вас найдет свои ответы, или наоборот свои вопросы в этой сказке. 

   Желаю Вам, доброго здравия, счастья и поздравляю всех с чудесным праздником Успение Пресвятой Богородицы. 

   Будем здоровы! 

   Бог нам в помощь!