Ждем...
Хотите всегда быть в курсе наших новостей и последних новинок? Оставьте свой e-mail через форму:
Поиск по сайту

Русская сказка "Лягушка и Богатырь"часть 1

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

 

Русская сакрально-эротическая сказка для юношей и мужчин

Сказка о Лягушке и Богатыре

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Текст сказки приводится из издания: Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI—ХVIII века) / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Вступ. ст., подгот. текста и коммент. Н. В. Новикова; Ответственный ред. Э. В. Померанцев. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — 288 с. Раздел 2 «Сказки в изданиях 18 века». Глава «П. Тимофеев «Сказки русские» (1787)».

Текст сказки можно найти в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор».

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Содержание ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Важная задача жизненная – женитьба: какую женщину привести в свой дом, сделать своей женой, хозяйкой. Процесс внутренних размышлений мужчины----------------------------------------11,14

Шифр «Сделайте, любезные дети, себе по стреле и надпишите на них надпись»--------------------11

Символизм познания себя многогранно--------------------------------------------------------------------------12

Символизм наведения порядка -------------------------------------------------------------------------------------12

Шифр: «Большой брат в правую сторону»---------------------------------------------------------------------13

Шифр: «Середний в левую»-----------------------------------------------------------------------------------------13

Шифр: «меньшой брат, который назывался Иван-богатырь»--------------------------------------------13

Шифр: «пустил свою стрелу прямо, но она полетела в сторону»----------------------------------------14

Шифр «болото» в контексте данной сказки---------------------------------------------------------------15,17

Шифр: «маленький шалашик»-------------------------------------------------------------------------------------15

Образ «своей женщины», символ  лягушки, «которая держала его стрелу во рту»-------------16, 17

Шифр: «три дня он не ел, прежде чем прийти к лягушке»------------------------------------------------18

О мужской нерешительности и женской настойчивости--------------------------------------------------19

О клятве любви и условии: днем – лягушка, ночью – раскрасавица----------------------------------------20

 

Дорогие друзья, здравствуйте. Приветствую всех любителей сказок, всех тех, кто предпочитает сказки читать не только по писанному, но и по неписанному. И мы с вами, в нашей группе «О чем говорят сказки», открыли достаточно большую тему, тему очень деликатную, тему очень тонкую – тему сакрально-эротических сказок, именно в русском фольклоре. Потому что, конечно же, фольклор знать с этой стороны, родной фольклор, очень важно.

И мы с вами говорили в прошлый раз, о русской сакрально-эротической сказке «Сопливый козел». Она в большей степени адресована девушкам, женщинам, и я предположила, что ее могли рассказывать на девичнике. И вот, сегодня, мы комплиментарную ей сказку разберем – это сказка, которая должна была бы рассказываться на мальчишниках, во всяком случае, так задумано. Либо, эта сказка должна была мальчику рассказываться наставником, может быть дедом, может быть дядей, а может быть и отцом. И восприятие мальчика должно было уже достаточно быть зрелым, для того, чтобы понять все потаенные шифры сказки, все эротические потаенные шифры сказки, которые весьма целомудренны и сразу же их не распознаешь. 

Сказка, о которой сегодня пойдет речь, до нас дошла под названием «Царевна Лягушка», и многие уверены, что эта сказка женская. Но мы с вами знаем, что сказки, они как слоеный пирог, и конечно же, в каждой сказке можно найти очень важные жизненные рекомендации и для мужчин, и для женщин, и для мальчиков, и для девочек. 

Но сегодня, именно сакрально эротический пласт этой истории, мы с вами рассмотрим. И для этого, я взяла текст более древний, чем приводится во многих изданиях, в частности, в собрании сказок А.Афанасьева, я взяла текст сказки, который приводится в издании Тимофеева. У нас есть такой чудесный сборник, который появился в 1971 году, в издательстве «Наука», ленинградское отделение этого издательства подготовило этот чудесный сборник: «Русские сказки в ранних записях и публикациях», филологи обобщили материал  XVI—ХVIII века. И сегодня, я возьму в работу сказку, которую исследователи отнесли к ХVIII веку, ее записал Тимофеев. И именно этот вариант сказки, очень точно открывает те шифры, о которых сегодня пойдет речь – именно сакрально-эротические шифры. 

Эта сказка, которая помогала мальчику понять, что ему предстоит в жизни созреть как руководителю определенной общины, территории; как монарху, как в своей семье, так и в мире людей. И эта сказка открывала мальчику дорогу во взаимоотношения с женщиной, не просто отношений «как повелось, как пришлось», а отношений грамотных. И вот об этом пойдет сегодня речь. Но сначала, мне бы хотелось эту сказку прочитать, и те из вас, кто будут слушать сказку в моем исполнении, постарайтесь, пожалуйста, то что называется «одним ухом слушать», а другим, попробовать понимать – о чем она, что передает сказка юноше, мужчине, как она работает. Я постараюсь расставлять смысловые акценты таким образом, чтобы это стало явным. 

Ну, а когда сказка будет прочитана, я дальше постараюсь почти посторочно ее прочитать, опять-таки, повторяю, что возьму именно пласт сакрально-эротических знаний. Потому что в контексте сказкотерапии интимности этой информации не так много, она ценна, и хотелось бы, чтобы она работала на благо наших семей, на укрепление семейного благополучия. 

Но прежде, чем начать читать эту сказку, я могу сказать, что само по себе осмысленное чтение этой истории гармонизирует течение мужской сексуальной энергии, гармонизирует вожделение, дает возможность точнее управлять своей сексуальной энергией, и, безусловно, в супружеском союзе, союзе мужчины и женщины гармонизировать разность потенциалов, разность сексуальных конституций.

Ну что же, начнем! Сказка называется чуть-чуть иначе, чем мы привыкли, не «Царевна Лягушка», а называется она так: «Сказка о лягушке и богатыре». То есть, акцент делается не только на лягушку-царевну, а делается акцент на богатыря. То есть, эта сказка о том, как мужчина, юноша, становится настоящим богатырем. И мы с вами, вслушиваясь в это слово – богатырь, открываем там, удивительный сакральный корень: «бог», то есть мужчина, который отмечен богом; мужчина, который открыл в себе образ божий, развернул тот волшебный потенциал, который в него был заложен - Богатырь. Можно сказать, что эта сказка о том как мальчик, юноша, мужчина – просто мужчина, становится богатырем.

Итак:

Сказка «О лягушке и богатыре»

В некотором царстве, в некотором было государстве жил король, и у того короля не было жены; но он имел у себя трех любимиц, от которых получил по сыну. Король сему весьма обрадовался и сделал великий пир для всех министров. Потом отдал сыновей воспитывать с великим рачением.

А как уже взошли все трое его дети в совершенный возраст, то король любил их всех равно, как одного, так и другого, и не знал, которому из них поручить вместо себя правление государства. Но матери их жили между собою не согласно, ибо всякой хотелось, чтобы сын ее был наследником. Король же, видя их несогласие, не знал, как сделать, чтоб они были в согласии. Наконец, выдумал король, и призвал к себе всех трех сыновей, и говорил им: «Любезнейшие дети! Вы теперь все на возрасте, то время вам думать о невестах».

Дети его отвечали: «Милостивый государь наш батюшка! Мы находимся в ваших повелениях, и что вы нам прикажете, то мы и будем делать». Тогда король говорил им: «Сделайте, любезные дети, себе по стреле и надпишите на них надпись; выдьте из города в заповедные луга и выстрелите в разные стороны; чья стрела в которую полетит сторону, в какой город и в чей дом – в министерский или генеральский, то уже та и невеста, и тот город отдается в полное тому владение». Дети, выслушав от него все и будучи весьма довольны его выдумкой, сделали себе по стреле и надписали надпись.

А после как они совсем поспели, то вышли они в заповедный луг, и прежде выстрелил большой брат в правую сторону, середний в левую, а меньшой брат, который назывался Иван-богатырь, пустил свою стрелу прямо; но она полетела в сторону. После того пошли все братья к своему отцу и рассказали ему, который в которую сторону пустил свою стрелу. Отец, выслушав от них, приказал им идти искать своих стрел. И так дети пошли в разные стороны. Большой брат нашел свою стрелу у одного министра в доме, у которого была дочь великая красавица, и принц взял ее и повез к своему отцу. Середний брат нашел свою стрелу в доме одного генерала, у которого была дочь также прекрасная, и принц взял ее и повез к королю, своему отцу. И как приехали оба принца, то король с великим торжеством праздновал их свадьбы.

Но меньшой его сын не мог найти своей стрелы, и был чрезвычайно печален, и положил намерение, чтоб не возвращаться к отцу до тех пор, пока не найдет своей стрелы. И ходил два дни по лесам и по горам, а на третий день зашел в превеличайшее болото. И как шел он по тому болоту дале, то и начал вязнуть. Иван-богатырь, видя такую опасность, не знал, что делать, и стал смотреть на все стороны, где бы лучше ему было выйти из того болота. Наконец увидел сделанный из тростнику маленький шалашик, весьма удивился, и говорил сам себе: «Конечно, тут какой-нибудь живет пустынник или пастух, который отстал от своего стада». 

И чтоб увериться точно, то стал тихонько подходить к тому шалашу. И как подошел и взглянул в тот шалаш, то и увидел в нем пребольшую лягушку, которая держала его стрелу во рту. Иван-богатырь, увидя лягушку, хотел бежать от шалаша и отступиться от своей стрелы, но лягушка закричала: «Ква, ква, Иван-богатырь, взойди ко мне в шалаш и возьми свою стрелу». Иван-богатырь весьма испужался и не знал, что делать, но лягушка говорила ему: «Ежели ты не взойдешь ко мне в шалаш, то не выйдешь вечно из сего болота».

Иван-богатырь ответствовал ей, что ему нельзя войти в шалаш, потому что не может пройти за малостию шалаша. Лягушка, не говоря ему ни слова, перекувырнулась, и в то самое время сделалась из шалаша раскрашенная беседка. Иван-богатырь, видя сие, весьма удивился и принужден был взойти в ту беседку, в которой увидел пребогатую софу и сел на нее. Лягушка тотчас ему говорила: «Я знаю, Иван-богатырь, что ты имеешь нужду в пище, потому что ты третий день как не ел» (что и в самом деле было, ибо как он искал свою стрелу, то и не ел все три дни). Лягушка тотчас перекувырнулась, и в ту ж минуту принесли стол со всяким кушаньем и напитками. Иван-богатырь сел за стол, а лягушка во все то время, как он ел, сидела на земле. Потом, как встал он из-за стола, то лягушка опять перекувырнулась, и в тот час стол вынесли. После того лягушка говорила: «Слушай, Иван-богатырь, стрела твоя попала ко мне, то и должен ты взять меня в замужество».

Иван-богатырь весьма опечалился и думал сам в себе: «Как мне взять за себя лягушку; нет, я лучше скажу ей, что мне ее взять за себя никак нельзя». Но лягушка говорила: «Ежели ты не женишься на мне, то уверяю тебя, что ты не выйдешь из этого болота никогда». Иван-богатырь больше прежнего запечалился и не знал, что делать. Наконец, вздумал он ее обмануть и говорил ей: «Послушай, лягушка, я тебя возьму за себя замуж, только наперед отдай мне стрелу, и я отнесу ее к моему отцу, и скажу, что моя стрела попала к тебе». Но лягушка говорила: «Нет, ты меня обманываешь и хочешь взять у меня стрелу, а потому уже и не придешь. Но я уверяю тебя, что ежели ты не возьмешь меня за себя, то тебе не выйти из этой беседки». Иван-богатырь испужался и думал сам в себе: «Конечно, эта лягушка какая-нибудь волшебница, – притом не знал, что делать. – Когда уже я столько несчастлив, что моя стрела попала к ней, то уже так и быть, что брать ее за себя». Напоследок сказал лягушке, что он соглашается взять ее за себя. И как скоро проговорил сии слова, то лягушка спустила с себя ту кожу и сделалась великою красавицею. Потом говорила: «Вот, любезный Иван-богатырь, какова я есть, но что я ношу на себе лягушечью кожу, то это только будет днем, а ночью я всегда буду так, как теперь меня видишь». Иван-богатырь, видя перед собою такую красавицу, весьма обрадовался и подтверждал ей клятвенно, что он возьмет ее за себя.

После того разговаривали они между собою довольное время, а потом говорила она ему: «Теперь время уже тебе идти во дворец, а я превращусь опять в лягушку, и ты меня возьми и неси с собою». После того надела она на себя ту лягушечью кожу и сделалась лягушкою. Иван-богатырь увидел в беседке старенькую коробченку, и, посадя в нее лягушку, вышел он из беседки и пошел в свое государство.

И как пришел он в город, а потом во дворец, король, увидя его, весьма обрадовался о его возвращении. И как Иван-богатырь взошел в покои, то король спрашивал его о стреле, но сын ему отвечал с печальным видом: «Милостивый государь мой батюшка! Моя стрела попала к лягушке, которую я и принес по вашему приказанию. Ибо вы приказывали, чтоб всякий из нас по найдении своей стрелы привез бы вам свою невесту, то я и принес свою лягушку». Братья и невестки его стали над ним смеяться, а король начал его уговаривать, чтоб он бросил лягушку и взял бы генеральскую или министерскую дочь.

Невестки стали ему представлять – одна свою племянницу, а другая свою сродственницу. Но Иван-богатырь просил своего отца, чтоб позволил ему жениться на лягушке. И как король не мог его уговорить, то и позволил. И как пришел тот день, в который Иван-богатырь должен был жениться, то он поехал в карете, а лягушку понесли на золотом блюде во дворец. После того как Иван-богатырь откушал во дворце и пошел в свои комнаты, и как ночь наступила, то лягушка сняла с себя кожурину и сделалась красавицею; а как день наступил, то сделалась опять лягушкою. Иван-богатырь жил с своею лягушкою несколько времени благополучно и нимало не огорчался тем, что жена его была днем лягушкою, зато ночью – красавицей.

После того спустя долгое время после их свадьбы в один день приказал король призвать к себе всех сыновей. И как дети его пришли, то он говорил им: «Любезные дети! Вы теперь все трое женаты, то желаю я износить от ваших жен, а моих невесток по рубашке, и чтоб поспели к завтрему». Потом король дал им по куску полотна. Дети приняли от него полотно, и всякий понес к своей жене. Большие братья Ивана-богатыря принесли полотно к своим женам и сказали: «Батюшка велел вам сшить из этого полотна по рубашке, и чтоб к завтрему поспели». Жены их приняли полотно и стали кликать нянюшек, мамушек и сенных красных девушек, чтоб помогли им сшить по рубашке. Тотчас нянюшки их и мамушки прибежали и начали делать: которая кроила, а которая шила. А они между тем послали к лягушке девку-чернавку посмотреть, как она будет шить рубашку. И как девка пришла к Ивану-богатырю в комнаты, в то время принес он полотно и, будучи весьма печален, положил его на стол.

Лягушка, видя его печальна, говорила: «Что ты, Иван-богатырь, так печален?» А он ей отвечал: «Как мне не быть печальному: батюшка приказал из этого полотна сшить себе рубашку, и чтоб к завтрему поспела». Лягушка, выслушав от него, сказала: «Не плачь, не тужи, Иван-богатырь, ложись да спи, утро вечера мудренее, все будет исправно». После того лягушка схватила ножницы и изрезала все полотно на маленькие лоскуточки, потом отворила окошко, бросила на ветер и сказала: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». 

Девка-чернавка пришла к ее невесткам и говорила: «Ах, милостивые государыни! Лягушка все полотно изрезала в маленькие лоскуточки и кинула за окошко». Невестки смеялись заочно над лягушкой и говорили: «Что-то муж ее завтре к королю принесет». Потом начали они шить свои рубашки; и как день тот прошел и Иван-богатырь встал, то лягушка подала ему сорочку и сказала: «Вот, любезный Иван-богатырь, понеси сорочку своему батюшке». И как Иван-богатырь взял сорочку и понес ее к своему отцу, вскоре после его принесли братья свои сорочки. И как проснулся король, то и вошли все трое его дети, и сперва поднес большой брат своему отцу сорочку, и король посмотрел на нее и говорил: «Эта сорочка сшита так, как обыкновенно шьют». Потом посмотрел у другого сына сорочку и сказал, что и эта сшита не лучше той. А как подал ему меньшой сын свою сорочку, то король не мог довольно надивиться, ибо нельзя было найти ни одного шва, и сказал: «Эту сорочку подавайте мне в самые торжественные праздники, а те две сорочки наряду с прочими подавайте».

Потом спустя несколько времени призвал к себе своих сыновей и говорил им: «Любезные дети! Я желаю знать, умеют ли ваши жены золотом и серебром шить, и для того вот вам серебра, золота и шелку, и чтоб из этого сделан был ковер и поспел бы к завтрему». Дети приняли от него золото, серебро и шелк, и братья Ивана-богатыря отнесли к своим женам и сказали, чтоб к завтрему вышили по ковру. Жены их начали кликать нянюшек и мамушек и сенных красных девушек, чтоб пособили вышивать им ковры.

Тотчас девушки пришли и начали вышивать ковры, кто золотом, кто серебром, а кто шелком. Между тем послали девку-чернавку посмотреть, что делает лягушка. Девка-чернавка по их приказанию пошла в комнаты Ивана-богатыря; в то время принес он от отца своего данное ему для ковра золото, серебро и шелк и весьма был печален. Лягушка, сидя на стуле, говорила: «Ква, ква, ква, Иван-богатырь, что ты так запечалился?» Иван-богатырь ей отвечал: «Как мне не печалиться; батюшка велел сделать из этого серебра, золота и шелку ковер, и чтоб к завтрему поспел». Лягушка говорила: «Не плачь, не тужи, Иван-богатырь, ложись спать, утро вечера мудренее». После того взяла лягушка ножницы, шелк весь изрезала, серебро и золото изорвала, и бросила за окошко и сказала: «Буйные ветры! Принесите мне тот ковер, которым батюшка мой окошки закрывал». Потом лягушка хлопнула окошком и села опять на стул. 

Девка-чернавка, которая прислана была от тех двух невесток, видя, что больше ничего нет, пошла и сказала: «Ах! Милостивые государыни, я не знаю, за что лягушку хвалят; она ничего не умеет сделать, и данное для ковра Ивану-богатырю она все изрезала, изорвала и бросила за окошко, притом сказала, чтоб ветры принесли ей тот ковер, которым ее отец окошки закрывал». Невестки, выслушав все от девки-чернавки, вздумали сами так сделать, ибо они знали, что, по ее словам, ветры сшили ей и рубашку, то они думали, что и им так же ветры будут послушны, как лягушке, и вышьют им по ковру. Потом взяли золото, серебро и шелк, изрезали, изорвали и кинули за окошко, притом кричали: «Буйные ветры! Принесите нам те ковры, которыми батюшки наши окошки закрывали». После того закрыли окошки, сели и дожидались ковров.

Но как они ждали долгое время, и видя, что ветры ковры их не несут, принуждены были послать в город, чтоб купить золота, серебра и шелку. И как принесли, то сели обе невестки и кликнули девушек, и начали вышивать. Которая шелком, которая серебром, а которая золотом. И как день тот прошел, а на другой день Иван-богатырь как скоро встал, то лягушка подала ему ковер и сказала: «Возьми, Иван-богатырь, и отнеси к своему отцу». Иван-богатырь взял ковер, понес во дворец и дожидался своих братьев, ибо у них ковры еще не поспели. Но как их дошили, то и принесли его братья свои ковры. И как король проснулся, то дети вошли с своими коврами, и король принял прежде от большого своего сына и, посмотря, сказал: «Этот ковер годится во время дождя лошадей покрывать». Потом посмотрел у середнего своего сына ковер и сказал: «Этот ковер постилать надобно в передней комнате, и чтоб приезжающие во дворец обтирали об него ноги». Потом принял от меньшого сына, Ивана-богатыря, ковер, и, смотря на него, весьма удивился, и сказал: «Этот ковер надобно постилать в самые торжественные дни ко мне на стол». Потом приказал Ивана-богатыря ковер спрятать и беречь, а те ковры отдал назад Ивана-богатыря братьям и сказал: «Отнесите свои ковры к женам и скажите им, чтоб они берегли их для себя».

После того говорил король всем детям: «Теперь, любезные дети, хочу я иметь по хлебу, их руками испеченному, и чтоб к завтрему поспели». Дети, выслушав от короля, пошли в свои покои, и два брата Ивана-богатыря, пришедши в покои к своим женам, сказали, что король велел им испечь к завтрему по хлебу. А они как услышали от своих мужьев, то послали девку-чернавку к лягушке посмотреть, как она будет делать. Девка-чернавка пришла по их приказанию в комнаты Ивана-богатыря, и в то время пришел Иван-богатырь в свои комнаты весьма печален, что видя, лягушка говорила: «Ква, ква, ква, Иван-богатырь, что ты так запечалился?» Иван-богатырь ей отвечал: «Как мне, лягушка, не печалиться: батюшка приказал, чтоб ты испекла хлеб, то кто испечет вместо тебя?»

Лягушка как услышала, то говорила: «Не плачь и не тужи, Иван-богатырь, я все сделаю». Потом велела принести муки, квашню и воды; и как все было принесено, тогда лягушка всыпала муку в квашню, а потом влила воду и растворила раствор, и вылила в холодную печь, и заслонила заслонкой, и сказала: «Испекись, хлеб, чист, рыхл и бел, как снег». После того села лягушка на стул, а девка-чернавка высмотрела все, пошла обратно к ее невесткам, а пришедши, сказала: «Милостивые государыни, я не знаю, за что лягушку хвалит король, она ничего не умеет делать».

Потом рассказала девка-чернавка, что лягушка делала; а они, выслушав все, вздумали сами так сделать, как и лягушка, и приказали принести муки, квашню и воды; и как все было принесено, всыпала каждая в свою квашню, развели холодною водою, вылили в холодные печи, потом закрыли заслонками печи и сказали, чтоб испеклись их хлебы чисты, рыхлы и белы, как снег. Но как растворили они на холодной воде, а притом влили в холодные же печи, то растворы их расплылись по печам, что видя, они приказали опять принесть муки, и растворили уже на горячей воде, и велели истопить печки, и посадили свои хлебы.

Но как они очень спешили, то у одной весь хлеб сгорел, а у другой совсем сырой; лягушка же вынула свой хлеб из печи и чист, и рыхл, и бел, как снег. Иван-богатырь взял у лягушки хлеб и понес к своему отцу. Потом пришли и братья и принесли свои хлебы, и как скоро король встал, то и вошли они с своими хлебами. Король, приняв от большого сына хлеб и посмотря на него, сказал: «Этот хлеб можно есть людям только от нужды». Потом принял от середнего сына хлеб и, посмотря на него, сказал: «Этот хлеб также не хорош». Потом принял от меньшого сына хлеб и, посмотря на него, сказал: «Этот хлеб подавайте мне к столу, когда у меня будут гости». После того, оборотясь к тем двум сыновьям, сказал им: «Надобно признаться, любезные дети, что хотя ваши жены и прекрасны, но с лягушкою сравнить их нельзя».

Потом говорил: «Любезные дети! Как ваши жены для меня сделали все то, что я приказывал, то в благодарность им прошу вас, чтоб завтрашний день вы привезли их ко мне во дворец откушать». Так же и Ивану-богатырю приказал, чтоб и он привез свою лягушку. После того дети пошли по своим комнатам, и как пришел Иван-богатырь, весьма запечалился и думал сам в себе: «Как я повезу ее с собою во дворец?» Лягушка, сидя на стуле, говорила: «Ква, ква, ква, Иван-богатырь, что ты о чем так запечалился?» Иван-богатырь отвечал: «Как мне не печалиться, батюшка приказал всем нам завтрашний день приехать к нему во дворец кушать с женами, то как я повезу тебя к батюшке?» На что лягушка сказала: «Не плачь и не тужи, Иван-богатырь, утро вечера мудренее, ложись да спи». Иван-богатырь более ничего не говорил, и на другой день как стал собираться во дворец, то лягушка говорила: «Ежели король увидит какой богатый экипаж и пойдет сам встречать, то ты скажи ему: «Не трудись, батюшка, это, дескать, тащится, знать, моя лягушенька в коробчонке». После того Иван-богатырь собрался совсем и поехал во дворец, а те две ее невестки послали опять девку-чернавку посмотреть, в чем лягушка поедет.

Девка-чернавка пришла в комнаты и смотрела, что лягушка делала; в то время лягушка открыла окошко и кликнула громким голосом: «Ох вы, буйные ветры! Полетите в мое государство и скажите, чтоб приехала та пребогатая парадная карета со всем прибором и чтоб были те лакеи, гайдуки, скороходы и вершники, которые езжали в параде с моим батюшкой». После того лягушка хлопнула окошком и села на стул. И вдруг девка-чернавка увидела, что приехала пребогатая карета, а с нею приехали лакеи, гайдуки, скороходы и вершники, и все были в пребогатом платье. И пошла девка-чернавка к ее невесткам, и пересказала им все, а они, выслушав от нее, вздумали и сами так же сделать, и открыли окошки, и начали кричать: «Буйные ветры! Полетите и скажите, чтоб приехали те пребогатые парадные кареты и чтоб были те лакеи, гайдуки, скороходы и вершники, которые езжали с нашими батюшками в параде». После того закрыли окошки и дожидались; но ветры их не слушались, и кареты их не ехали, что видя, они приказали заложить уже своих лошадей и поехали во дворец.

И как уже все съехались и дожидались лягушки, то вдруг увидели, что скачут вершники, бегут скороходы; потом ехала пребогатая парадная карета. И как король увидел, то подумал, что какой-нибудь едет король или принц, и пошел сам встречать. Но Иван-богатырь говорил: «Не трудись, батюшка, и не ходите, это, знать, тащится моя лягушонка в коробчонке». И как подъехала та карета ко крыльцу, то и вышла из кареты Ивана-богатыря жена прекрасная, и как взошла в комнаты, то все удивились, и король весьма обрадовался, увидя меньшую свою невестку.

После того сели за стол и стали кушать, то лягушка, что не допьет, то за рукав льет, что не доест, то кости за другой клала. Что видя, те две ее невестки, стали и они так же делать, что не допивали, то за рукав лили, а что не доедали, то кости за другой клали. Потом как встали из-за стола, то заиграла преогромная музыка, и лягушка пошла танцевать; и как одним рукавом махнула, то вдруг сделалось на аршин высоты воды в той зале, потом как махнула другим рукавом, то поплыли по воде гуси и лебеди, что видя, все не могли надивиться ее хитрости. И как она оттанцевала, то все оное и пропало.

Тогда пошли танцевать те две невестки, и как махнули своими рукавами, то всех облили и обрызгали, а потом как в другой раз махнули своими рукавами, то костьми всем глаза повыбивали, что видя, все стали смеяться над ними. И в то время Иван-богатырь вздумал сжечь жены своей лягушечью кожу, думая, что как кожицы не будет, то и останется она такова, какова была во дворце. И для того притворился больным и поехал изо дворца в свой дом. И как приехал, то взошел в комнаты и нашел лягушечью кожу, тотчас ее сжег. В то время узнала его жена и притворилась больною; поехала домой, и как приехала, то бросилась искать своей кожуринки, и, не нашед ее нигде, говорила: «Ну, Иван-богатырь, когда ты не мог потерпеть малое время, то теперь ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве, в Подсолнечном государстве, и знай, что меня зовут Василиса Премудрая». После сих слов она пропала, и Иван-богатырь плакал неутешно. Потом поехал к своему отцу во дворец и рассказал ему про свои несчастия. Король, слыша от него, весьма сожалел о потере своей невестки.

Иван-богатырь сказал королю, своему отцу, что он намерен идти искать свою супругу. Король ему не прекословил, и Иван-богатырь пошел ее искать. И шел он, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Наконец пришел он к избушке, которая стояла на курьих ножках, сама повертывалась. Иван-богатырь говорил: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом». И по его речам избушка остановилась, Иван-богатырь взошел в избушку и увидел, что сидела Баба-Яга и говорила сердитым голосом: «Доселева русского духа слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынече русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала у него: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал, что сколько волею, а вдвое того неволею. Потом рассказал, чего он ищет. Тогда Баба-Яга говорила: «Жаль мне тебя, Иван-богатырь, изволь, я тебе услужу и покажу тебе твою супругу, ибо она ко мне прилетает каждый день для отдыху. Только смотри, как она будет отдыхать, то ты в то время старайся ее поймать за голову, и как поймаешь, то она начнет превращаться лягушкой, жабой и змеей и прочими гадами, то ты все не опускай, а напоследок превратится она в стрелу, то ты возьми ту стрелу и переломи ее на колено: тогда уже она будет вечно твоя». Иван-богатырь благодарил ее за наставление. После того Баба-Яга спрятала Ивана-богатыря, и лишь успела его спрятать, то и прилетела к ней Василиса Премудрая. Иван-богатырь вышел из того места и подошел тихонько к Василисе Премудрой и ухватил ее за голову, что видя, она начала оборачиваться лягушкою, жабою, а потом и змеею. И Иван-богатырь испугался и опустил. Тогда Василиса Премудрая в ту же минуту пропала, а Баба-Яга ему говорила: «Когда ты не умел ее держать, то поди ж к моей сестре, к которой она летает отдыхать».

Иван-богатырь пошел от нее и весьма сожалел, что он упустил Василису Премудрую, и шел долгое время, наконец, пришел к избушке, которая стояла на курьих ножках, сама повертывалась. Иван-богатырь избушке говорил: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом». И как избушка остановилась, то Иван-богатырь взошел в избушку и увидел, что в переднем углу сидела Баба-Яга и говорила сердитым голосом: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынече русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею». И рассказал ей, зачем он пришел. Баба-Яга, выслушав от него все, говорила: «Слушай, Иван-богатырь, я тебя уверяю, что ты здесь увидишь свою супругу, только ты смотри и не опусти ее». Потом спрятала его Баба-Яга, и лишь успела спрятать, то и прилетела Василиса Премудрая к ней отдыхать. В то время Иван-богатырь вышел и подошел тихонько к Василисе Премудрой, ухватил ее за руку. Тогда она начала оборачиваться разными гадами, то Иван-богатырь все держал, а как Василиса Премудрая обратилась ужом, то он испужался и опустил ее из рук. Как Иван-богатырь опустил, то Василиса Премудрая в ту ж минуту пропала. Тогда Баба-Яга говорила: «Ну, Иван-богатырь, когда ты не умел ее держать, то поди ж теперь к третьей нашей сестре, потому что она уже к ней будет прилетать».

Иван-богатырь пошел от нее весьма печален, и шел он путем-дорогою, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Наконец пришел он к избушке, которая стояла на курьих ножках, сама повертывалась. Иван-богатырь говорил: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка остановилась, а Иван-богатырь взошел в избушку и увидел в переднем углу сидящую Бабу-Ягу, которая говорила весьма сердитым голосом: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынече русский дух в очах совершается». Потом спрашивала: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал, что сколько волею, а вдвое того неволею. Потом рассказал ей, чего он ищет. И как выслушала Баба-Яга, то сказала: «Слушай, Иван-богатырь, жена твоя прилетит ко мне в нынешний день для отдыху, то ты в то время лови ее за руку, и как скоро поймаешь, держи ее крепче и не упускай. Хотя она и будет оборачиваться разными гадами, но ты держи и не упускай, а как она превратится в стрелу, то ты возьми стрелу и переломи ее надвое, и тогда она уже будет вечно твоя. Ежели ж ты, Иван-богатырь, опустишь ее, то уже, никогда не получишь». Иван-богатырь благодарил ее за наставление, и Баба-Яга спрятала его, и лишь только успела его спрятать, то и прилетела к ней Василиса Премудрая для отдыху. В то самое время Иван-богатырь вышел из того места, где он был спрятан, и подошел тихонько, ухватил Василису Премудрую за руку, что видя, она стала оборачиваться лягушкою, жабою, змеею и прочими гадами, но Иван-богатырь уже не выпускал ее из рук. 

Видя Василиса Премудрая, что никак ей нельзя освободиться, оборотилась, наконец, стрелою, и Иван-богатырь взял стрелу и переломил ее надвое. В то самое время предстала пред него Василиса Премудрая и говорила: «Ну, любезный Иван-богатырь, теперь я отдаюсь в твою волю». Иван-богатырь, видя ее, весьма обрадовался, и весь день тот препроводили они  в великом веселии, а на другой день Иван-богатырь стал просить Василису Премудрую в свое государство, но она говорила: «Любезный Иван-богатырь, когда я сказала, что отдаюсь в твою волю, то я готова всюду ехать, куда ты желаешь».

Потом стали советоваться, как им ехать и на чем, ибо у них не было ни одной лошади, что видя, Баба-Яга тотчас подарила им ковер-самолет и сказала, что «этот ковер отнесет вас скорее гораздо ваших лошадей, и вы не более пролетите до своего государства, как три дни». Иван-богатырь и Василиса Премудрая благодарили ее за подарок. После того раскинули ковер и простились с Бабою-Ягою, полетели в свое государство, и пролетевши три дни, а на четвертый день опустился ковер по их повелению прямо во дворец. 

И Иван-богатырь и Василиса Премудрая пошли в покои. И как скоро король услышал о возвращении своего сына и невестки, весьма обрадовался, и встретил их сам с великою радостию. И для их возвращения сделал король великий пир, и после того отдал правление своего королевства Ивану-богатырю и сделал его вместо себя королем. И Иван-богатырь сделал у себя во дворце великое веселие, и на оном веселии были его братья, и множество было министров. По окончании ж того веселия братья Ивана-богатыря разъехались по своим домам, а Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно.

 

Дорогие друзья, вот такая сказка, «Сказка о лягушке и богатыре»,древняя русская сказка. Этот текст, который я рассказывала, который я читала, относится к концу ХVIII века, записан Тимофеевым. Сказка очень богата, и может быть, когда вы слушали этот текст, вы понимали, что что-то незнакомое есть в этой сказке, какие-то новые смыслы в ней открываются. Давайте попробуем их расшифровать. Давайте попробуем, прочитать эту сказку прочитать не только по писанному, но и по неписанному: 

«В некотором царстве, в некотором государстве жил король, и у того короля не было жены; но он имел у себя трех любимиц, от которых получил по сыну» - что зашифровано в той фразе, дорогие друзья?

«Жил король» - заметьте, не царь. Царем называли в древности помазанника божьего, то есть царь, фактически был жрецом – не только представителем светской власти. А король, был представителем светской власти. Если взять русскую статусность, условно, табель о рангах, то король – это может быть, как наш князь, то есть, представитель светской власти (хотя князем мог быть и герцог, но король чуть выше герцога, но все равно, король - это представитель светской власти). То есть власти, которая произошла из касты воинов, и представляла собой власть в человеческом сообществе не столько божественной принадлежности власти, сколько, принцип власти социальной. И это социальное начало внутри, это разум, социальный ум, который есть внутри и мужчины, и женщины, можно назвать «королем». И мы, как сказкотерапевты, нередко используем эту метафору – «король и его слуги», как метафору внутреннего государства.

Итак, «короля», мы можем рассматривать как символ внутреннего правителя. То есть, на данный момент, этот внутренний правитель - возможно, это социальный разум, разум, который смотрит больше во вне, чем во внутрь. Разум, который получает возможность смотреть не только на внешнее, но и на внутреннее, использовать внутренние ресурсы, включается позже, уже в конце сказки, когда младший сын, возвратив себе свою жену, начинает править после короля. То есть эволюция разумного начала, эволюция внутреннего королевства, эволюция сознания человека, который благодаря дороге зрелости, которую он прошел в этой сказке, уже видит не только внешне, но и внутренне.

«У того короля не было жены» - то есть, мы с вами понимаем, что речь пойдет об отношениях с женщиной, дальше, в сказке. 

«Но он имел у себя трех любимиц» - не использует русская сказка слово «любовницы», но использует слово «любимицы». Конечно, можно сказать, что это король, у которого был гарем. Но все-таки, мы говорим о сакральном символизме и дело, конечно же, не в гареме, а дело в том, что речь идет о неких внутренних структурах, связанных с женским началом, связанных, с тем, что мы называем «анимой», то есть женское начало внутри мужчины, которая подарила ему трех сыновей. 

И эти три сына – это три начала внутри мужского естества. Здесь можно, конечно же, строить гипотезы, что это за три начала – может быть, это разум, чувства, инстинкт, инстинктивная сексуальность, сакральность… Но судя по тому, что делают старшие братья, все-таки, мы можем предположить, что это интеллектуальное начало, и не очень развитое эмоциональное начало, а третий брат – это некое сакральное начало. Это может быть и здоровая мужская сексуальность, которая должна определенным образом развиться, раскрыться, эволюционировать – и об этом речь пойдет дальше в сказке. 

То есть, наш король – человек, его личность имеет достаточно большие богатства. Три сына – это хорошее богатство. «Не имей богатство как золото, но имей богатство как детей», поэтому, безусловно, король очень богат. Богат он интеллектуально, богат он эмоционально, богат он и чувственно, богат он сакрально – вот об этом идет речь.

«Король сему весьма обрадовался» - ну, конечно же, когда человек настолько одарен, то есть место для радости. 

«И сделал великий пир для всех министров» - кто такие министры? – Это представители государственной власти, исполнительной власти. Это и волевые процессы, и мыслительные процессы, это процессы, связанные с принятием решений. «Пир для  министров» - это означает, активацию тех скрытых ресурсов, которые символизируют сыновья, включение их в жизненную практику. «Пир для министров» - это включение новых ресурсов, скрытых ресурсов, открытых благодаря тому, что был контакт со своей женской природой. Эти новые ресурсы включаются в новую жизненную практику у нашего короля – у мужчины, у юноши. И это конечно же, очень здорово, потому что министры от этого напитываются, обогащаются, становятся более крепкими, более сильными.

Очень интересная дальше фраза идет: «потом отдал сыновей воспитывать с великим рачением». И здесь, не совсем в сказке понятно – кого он стал воспитывать – министров или сыновей. Ну, понятно, что логически мы скажем, что он воспитывал своих сыновей, но также можно понять, что он воспитывал своих министров. Другими словами, речь идет о чем? – о самовоспитании, о развитии. То есть, речь не идет о том, чтобы все пустить на самотек: «как я развиваюсь, так и развиваюсь» - нет, воспитывал их «с великим рачением». То есть сказка, она дает такой мудрый наказ о самовоспитании. Не просто наказдает, она еще и пробуждает внутреннюю мотивацию к самовоспитанию у мальчика, у юноши и у мужчины, потому что, эту сказку полезно читать в любой период жизни.

«А как уже взошли все трое его дети в совершенный возраст, то король любил их всех равно, как одного, так и другого, и не знал, которому из них поручить вместо себя правление государства». - Ну, любой бы психолог на моем месте сказал бы, что конечно речь идет о том, чтобы принять себя таким «какой я есть» - и свои интеллектуальные способности, и свои эмоциональные особенности, и свою сакральность, сексуальность, инстинктивную природу и другие особенности. Принять такими как есть. 

Но, король не знал, кому вместо себя поручить правление государством. То есть мы здесь встречаем юношу в точке выбора. Такая точка выбора открывается у юноши в 14, в 16, 18 лет, в 21 год – в таких ключевых точках сакрального взросления юноша встает перед вопросом: «чем ему жить», что поставить в приоритет: жить ему разумом, то есть рассчитывать на логику, на интеллект, на информацию; жить ему определенными чувствами, интуицией, использовать какие-то каналы внутренних откровений, или же ему жить, доверяя только инстинктом, держать «нос по ветру». То есть, нужно выбрать, чем жить в плане внутреннего наполнения. Инстинктом жить, разумом жить, сердцем жить – перед этим вопросом стоит каждый юноша на пороге своего сакрального взросления, и об этом тоже рассказывает сказка: «любил он их всех одинаково», то есть, не знал, что же поставить в приоритет.

«Но матери их жили между собою не согласно, ибо всякой хотелось, чтобы сын ее был наследником».Другими словами, именно женская ипостась, она в мужчине желает продвинуть какое-то свое начало. И мудрому мужскому разуму придется все-таки примирить эту женскую часть, где-то отчасти, капризную, где-то отчасти думающую о своих земных интересах (что совершенно естественно и нормально), но чтобы ее определенным образом уравновесить, утихомирить, нужно принимать какие-то решения.

 И надо сказать, что король выдумал весьма хитроумный ход – он хотел привести внутренний мир в согласие, он хотел, чтобы поддерживалось равновесие, и чтобы все три его начала работали в согласии и были одинаково активны. Но, тем не менее, чувствуя свою сакральную, отчасти фиминную природу, он все-таки предлагает своим сыновьям разделить территории, чтобы было больше ясности в его внутреннем мире.

«Любезнейшие дети! Вы теперь все на возрасте, то время вам думать о невестах». Дети его отвечали: «Милостивый государь наш батюшка! Мы находимся в ваших повелениях, и что вы нам прикажете, то мы и будем делать». 

– Вот это очень интересный феномен, который подсказывает сознанию мужчины, что «твои внутренние процессы, они все в твоей власти, во власти твоего сознания, во власти твоего разума. Если ты себя каким-то образом не контролируешь, если ты себя не можешь понять – сделай что-нибудь, потому что, на самом деле – ты хозяин своей внутренней страны».

И здесь еще открывается важная задача жизненная – женитьба, найти жену, то есть, речь идет о том, какую женщину привести в свой дом, сделать своей женой, хозяйкой. И здесь мы застаем юношу (или мужчину) в процессе построения образа жены: «какую жену мне выбрать». И очень интересный шифр, как мужчина строит образ своей жены, дальше описывается в сказке. Стрела одного попала на министерский двор, на генеральский и в болото, и сейчас мы с вами это расшифруем, но сначала, давайте расшифруем сам наказ короля, потому что он совершенно невероятно интересный, сам по себе.

«Король говорил им: «Сделайте, любезные дети, себе по стреле и надпишите на них надпись» - вот, интересно. В более поздних редакциях этой сказки, особенно в тех, которые адресованы в большей степени детям, чем взрослым (потому что эта сказка конечно больше для взрослых) – уже пропадает этот мотив в наказе. «Сделайте, …себе по стреле и надпишите на них надпись» - что же это такое? Конечно же, о символизме стрелы, как таковой, можно рассказывать бесконечно и написать не один том исследований, но давайте мы с вами ограничим символическое поле стрелы, самым важным для нас в этой сказке.

Безусловно, стрела – это сексуальная сила, мужская сила. Это намерение, это идея. Это целеустремленность, это решительность. И вот, надпись на стреле – это очень интересный феномен, который существовал в глубокой древности, и некоторые исследователи его описывают. Дело в том, что стрелы заговаривали. Сделать надпись – это пометить, во первых, что это «моя стрела», то есть, стрела именная. Своя стрела – это еще и своя судьба, это очень важно в плане надписи: «Это моя стрела. Это моя судьба», «я ищу свою судьбу, я подписываю свою стрелу», «я обозначаю себя в мире, как самостоятельное существо».

Но существовал еще очень интересный ритуал заговаривания стрел, для того, чтобы усилить свое намерение. Если стрела должна была поразить врага, соответственно, ее заговаривали таким вот образом: «лети стела, порази врага». Если стрела должна была поразить цель в каком-то состязании лучников – соответственно заговаривали стрелу таким образом, что «лети моя стрела, порази цель, чтобы я был победителем в этом состязании». Если стрела должна была привести к своей судьбе, соответственно, таким образом, она заговаривалась: «ты лети стрела и приведи меня к моей судьбе». А если речь идет об укреплении своей силы, конечно, таким образом, и заговаривается стрела, и в этом отношении, мы уже обращаемся к очень древним ритуалам, когда юношей учили заговаривать свой детородный орган, чтобы он был крепким, чтобы он показал юношу, как достойного возлюбленного.

Так что, эта надпись на стреле – это очень многозначный шифр, который пробуждает какие-то очень интересные сакральные структуры в глубине мужского естества, и помогает его укреплению на всех уровнях. Поэтому, конечно же, хотелось бы, чтобы этот чудесный сакральный шифр: «Сделайте, …себе по стреле и надпишите на них надпись» - этот шифр, хотелось бы, из сказки не изымать при перессказывании, потому что он чрезвычайно важен.

Дальше, король говорит: «выдьте из города в заповедные луга и выстрелите в разные стороны». 

Что значит«выдьте из города в заповедные луга»? - Выйти из поля социальных стереотипов, выйти из определенных инерционных процессов, то есть – перезагрузитесь, освободите свое сознание, пройдите в такие области своего естества, которые вы еще не знаете. И «выстрелите в разные стороны» - то есть, познайте себя с разных сторон (так можно сказать), найдите каждый свою судьбу, с одной стороны; с другой стороны – обозначьте каждый свою территорию. 

Есть территория разума, есть территория чувств, есть территория желаний, есть территория сакрального – то есть, обозначьте свою территорию, для того, чтобы не было путаницы между вами. Но – «познай себя многогранно», «познай себя без стереотипов», «познай себя, может быть, без чужого опыта». Потому, что выйти за черту города в заповедные луга, означает: «познай себя с чистого листа, без опоры на те знания, которые есть в мире людей, в человеческом сообществе. Открой себя заново, какой ты есть. И открой себя многогранно, многослойно: не только с одной стороны - интеллектуальной; не только с одной стороны - эмоциональной, желательной; стороны способностей – открой себя многогранно. То есть, «выстрели в разные стороны»

«Чья стрела, в которую полетит сторону, в какой город и в чей дом – в министерский или генеральский, то уже та и невеста, и тот город отдается в полное тому владение».

То есть, речь идет о том, чтобы навести порядок, и ясность во внутренне пространство: вот - территория мысли; вот – территория чувств; вот – территория желаний, способностей; сакральная территория; территория  инстинктов, и так далее. Конечно же, в Комплексной Сказкотерапии, мы бы сказали, что это метафорическое описание «архетипа Государства», где каждый внутренний процесс имеет свою внутреннюю территорию. И вот это распределение внутренних территорий, безусловно, зашифровано в этом наказе короля.

«Дети, выслушав от него все и будучи весьма довольны его выдумкой, сделали себе по стреле и надписали надпись» - то есть, все было исполнено.

«А после как они совсем поспели» - тоже, очень интересный сказочный оборот. То есть, после того, как определенный достаточный уровень внутренней зрелости был достигнут, после того, как эти надписи тоже вызрели, то есть, вызрело точное намерение: и самопознание, и познание мира, то они вышли уже в «заповедный луг», то есть на новую территорию - терра инкогнито во внутреннем пространстве, социальном пространстве – «заповедный луг». 

«И прежде выстрелил большой брат в правую сторону, середний в левую, а меньшой брат, который назывался Иван-богатырь, пустил свою стрелу прямо; но она полетела в сторону».

Вот, очень интересный сказочный шифр.

«Большой брат в правую сторону» - то есть, мир Прави. А мы с вами знаем, что мир Прави – это мир тонкий, высокий. Там живет божественное. Там живут высокочастотные энергии. Там живет Правда, Справедливость – все то, высшее, что должно быть. И если мы допускаем, что «больший брат» – это интеллект, интеллектуальное начало, это ум, то сказка приглашает мужчину развивать ум в мир Прави, в правую сторону. Потому, что интеллект, если он будет развиваться только в своем интеллектуальном ракурсе, он не будет напитываться этими высокими идеями мира Прави. Интеллект, он многое вульгализирует, может и цинизмом заболеть, и мышление будет сужаться. Поэтому, здесь вот сказка приглашает мужское интеллектуальное начало, к развитию именно панорамногомышления. Потому что в правую сторону, мир Прави: «смотри на ситуации сверху, развивай свой разум; смотри на события, как можно большие стороны постарайся охватить; не мысли узко, расширяй свое сознание» – вот такое приглашение.

«Середний брат выстрелил в левую сторону» - мы с вами знаем, что левая сторона символизирует чувства, она символизирует мир внутренний. То есть предполагается, что нужно узнавать и мир своих чувств, и мир своих эмоций; мир своих мотивов, которые рождаются под влиянием эмоций и чувств, то есть, направление развития мужского естества, тоже обозначено в сказке.

«А меньшой брат, который назывался Иван-богатырь». - Вот, смотрите,  как интересно: первые два брата не имеют имени собственного, а только третий брат, имеет и имя собственное, и прозвание – богатырь (то есть, большое богатство). А что это означает? – это означает, что именно меньшой брат представляет собой самое главное мужское начало, и поэтому, именно меньшой брат будет проходить основные испытания-приключения, и станет заместо своего отца. То есть, он будет эволюционный процесс проходить и символизировать..

А что же это за третий меньшой брат? – может быть, это инстинкт; может быть это потаенная сакральная мужская сила, которая всегда имеет сексуальный окрас. Не случайно, богатырь – это тот, кто силен от бога. И, по-видимому, Иван-богатырь символизирует мужскую силу, которая дана богом и Родом, которая обязательно должна развиться. «Ты можешь думать, что «ты – это то, что ты думаешь о себе и о мире», ты можешь считать, что «ты – это твои чувства, и что ты переживаешь», но на самом деле – ты есть больше, чем думаешь сам о себе; ты есть больше, чем представляешь сам себе»- говорит сказка. «Ты – Иван-богатырь, в тебе есть уникальная сила, которая пока находится в положении младшего брата– то есть ты ее еще плохо знаешь, и может быть, насмешничаешь над ней, недооцениваешь, но именно онатвой главный ресурс, и именно ееследует и открывать, и познавать».

И стрелу Иван-богатырь пускает прямо: «пустил свою стрелу прямо» - он ищет прямого пути. А что такое, «прямой путь»? – это путь скорый, когда юноша, мужчина хочет быстрее что-то открыть, познать, быстрее прийти к результату. Но прямой путь – это не тот путь, чтобы познать свое сокровенное естество, поэтому: «пустил свою стрелу прямо, но она полетела в сторону». Путь познания своей подлинной сакральной, сексуальной силы, он весьма извилист, и от таких прямых дорог придется отойти, если ты хочешь быстрого результата – не получится. 

И очень часто в психологическом консультировании, когда идет работа с мужчиной, он спрашивает результат: «мне нужен результат, прямо сейчас». Как тут не вспомнить эту сказку, что «меньшой брат, который назывался Иван-богатырь пустил свою стрелу прямо, но она полетела в сторону», то есть требуется такой извилистый путь, который, собственно в сказке и описан. И именно извилистый путь, позволит пройти туда, куда надо, пройти нужные испытания для мужского укрепления.

«После того пошли все братья к своему отцу и рассказали ему, который в которую сторону пустил свою стрелу. Отец, выслушав от них, приказал им идти искать своих стрел. И так дети пошли в разные стороны. Большой брат нашел свою стрелу у одного министра в доме, у которого была дочь великая красавица». 

Вот, давайте посмотрим, потому что перед нами сейчас развернется процесс внутренних размышлений юноши, мужчины – какая ему нужна женщина в жены. Если он выбирает Умом – то ему нужна министерская дочь, как здесь сказано: «великая красавица».

Друзья мои, ну кто такая, министерская дочь? Безусловно, это женщина, как сейчас говорят: «прекрасно упакована». То есть, она хорошо выглядит, она следит за собой, она следит за модой, она отчасти, где-то, глянцево упакован. Это та женщина, на которой можно жениться по расчету, для того, чтобы получить хорошее положение в обществе. И мы с вами знаем, что немало мужчин по такому пути идут, по такому разумно-прагматическому, и укрепляют свое положение в обществе за счет брака с достаточно статусной барышней, то есть фактически, приобретают поддержку ее отца – министра. Если разумно юноша хочет войти в какой-то круг человеческого сообщества, занять свою, какую-то высокую социальную нишу – он это может сделать с помощью брака с богатой красивой барышней.

С другой стороны, министерская дочь, «великая красавица», символизирует образ внешней красоты, на который падок мужчина – конечно же, он будет смотреть, как хороша женщина, насколько изящна, сексуальна у нее фигура – на эти внешние признаки он будет попадаться, на признаки «великой красавицы». И конечно же, некоторые мужчины, именно по этому принципу выбирают себе спутниц жизни.

«Середний брат нашел свою стрелу в доме одного генерала, у которого была дочь также прекрасная, и принц взял ее и повез к королю, своему отцу».

Кто такая, дочь генерала? Мы с вами знаем, что генерал – это представитель власти военной.  А военные – они персонажи властные, харизматичные, умеющие командовать. Соответственно, что за образ жены, стоит за генеральской дочерью – это женщина харизматичная, властная, целеустремленная, хорошо знающая, чего она хочет; женщина, которая может и за собой повести, женщина, которая может и защитить. Словом, женщина, которая может дать опору.

Но есть и обратный символизм у генеральской дочери – это женщина, девушка, которая умеет подчиняться, подчиняться отцу, как генералу. Потому, что даже в нынешних обстоятельствах, не только в сказочных, есть такие военные мужчины, бывшие военные, которые дома всех строят, и все ходят по струнке и слушают отца. То есть, еще одна грань символизма генеральской дочери, как жены – это безусловно, символизм послушной, покорной жены: «чтобы жена меня во всем слушала, во всем мне подчинялась – это будет мне очень удобно». Вот такую жену может выбрать мужчина, находясь в определенных чувствах, или так размышляя: «самое главное, чтобы жена смотрела «мне в рот»; самое главное, чтобы жена была именно за мужем; чтобы она не думала, «что умнее меня» - мне послушная нужна жена». Это можно понять. Это выбор среднего брата. 

И сказка говорит, что сразу же сыграли свадьбы. Особо никаких ни смотрин, ни ритуалов, то есть, король сразу же согласился с тем, что такие ипостаси жены в женщине должны быть. И фактически, мы здесь видим определенность мужских требований к женщине – чтобы она была внешне красива, чтобы она была на хорошем социальном положении, чтобы она была харизматичной, и чтобы она была целеустремленной – знала, что она хочет, и чтобы она умела и подчиняться. Такой достаточно большой свод требований к женщине король принимает, считает, что это очень хорошо, и свадьба, естественно играется. То есть все эти требования к будущей жене, весьма правомерны.

Но, если следовать только этим двум дорогам, большего брата и среднего, то что-то уйдет из жизни, что-то уйдет самое важное, что еще осталось в славянской культуре и в русской культуре, нечто неуловимое, что есть между супругами – и любовь, и жар, и многое другое. Поэтому, перед нами разворачивается необычный для современного мира, путь меньшого сына, и он весьма интересен, потому, что это путь на болото. И нам с вами предстоит открыть: а что же такое болото, дорогие друзья. 

«Но меньшой его сын не мог найти своей стрелы, и был чрезвычайно печален, и положил намерение» - смотрите, как красиво сказка сказывается: «положил намерение», 

«чтоб не возвращаться к отцу до тех пор, пока не найдет своей стрелы» - ну, естественно, задача у меньшого сына более серьезная: она не интеллектуальная, она не чувственная, она не психологическая – она сакральная, поэтому, ему нужно мужскую свою силу познавать и открывать. Но как это сделать? Это очень сложно, и понятно, что требует много времени, и этот процесс самопознания и рефлексии каких-то опытов, которые позволяют понять «на что я способен» - это очень важный опыт для мужчины. Это очень важный тренинг, который проводил наставник, готовя своего воспитанника к инициации: «покажи, на что ты способен». И ему нужно прийти в совершенно незнакомые места, чтобы показать себя с неожиданной стороны. И это хождение по болоту, собственно это и описывает.

«И ходил два дни по лесам и по горам, а на третий день зашел в превеличайшее болото» - Вот, совершенно удивительный символизм в сказке:«превеличайшее болото». Естественно, когда мы смотрим в словарь символов, открываем: что такое «болото» - ясно, что это процессы инерционные, что-то такое нехорошее в себе, наверное, он увидел; или вообще – совсем запутался. Но нет. Болото, в данном контексте, в контексте этой сказки, нужно понимать как колыбель совершенно другой жизни. 

Надо сказать, что «болото» в экосистеме, имеет очень серьезную нагрузку: оно поддерживает баланс в экосистеме и собственно, когда экологи столкнулись с последствиями мелиорации (осушением болот), то стали понимать, что страшная ошибка была совершена, когда осушали болота, потому, что изменилась вся экосистема. И можно сказать, что именно в болоте начинают закладываться какие-то новые принципы, новые силы, начинает вызревать нечто скрытое, но пока это все не оформилось, мы имеем дело с какими-то потаенными, иррациональными процессами, в которых очень легко увязнуть – о чем, собственно, сказка и предупреждает: «превеличайшее болото». Но именно в этом«превеличайшем болоте» оказывается, можно встретить свою судьбу, что и происходит с Иваном-богатырем.

«И как шел он по тому болоту дале, то и начал вязнуть» - оно и понятно, потому что исследуя себя, исследуя свои сакральные аспекты естества, очень легко увязнуть, очень легко не понимать это - здесь требуется, безусловно, проводник, а проводника у нашего героя нет. 

«Наконец увидел сделанный из тростнику маленький шалашик» - Очень интересно: маленький домик. То есть, его сакральное Я, его судьба живет в маленьком шалашике. То есть, еще на уровень сознания это не вышло. И сказка говорит об этом потаенном: наконец-то он дошел до этого, а там не ослепительный дворец, а «маленький шалашик». И вот это, совершенно потрясающий сказочный шифр, который предостерегает нас от каких-то иллюзий, в плане исследования своего сакрального естества, как мужчин, так и женщин. Потому что некоторые предполагают: «ну все, если я открою территорию своего сакрального божественного естества, точно, совершенно, мое сакральное Я, живет во дворце, в высоком тереме…» - да, ничего подобного. Пока, для не очень зрелого человека, сакральное естество может жить в маленьком шалашике. Все на практике достаточно просто – маленький шалашик, чтобы было за что зацепиться. Если ты уже начал познавать свою сакральную территорию, внутренне пространство – зацепись «маленьким шалашиком», не надо сразу же дворец – это что-то не то, это зрелые мужи уже могут, познав свое естество, построить там настоящий дворец. Начни пока с маленького шалашика, чтобы было за что зацепиться, где ногу поставить.

И вот, он подошел к шалашу, и увидел«пребольшую лягушку, которая держала его стрелу во рту» - вот она, встреча с судьбой. Вот она встреча с тем образом женщины, который ему придется принять, открыть. И это совершенно уникальный сказочный шифр, и связан он с тем, чтобы излечить многих из нас от определенных иллюзий, связанных с понятием «свой мужчина», «своя женщина». Кажется, что если ты встретишь своего мужчину, то он будет совершенно идеальным принцем. Кажется, что если ты встретишь свою женщину, то она будет идеальной принцессой - нет, она может быть лягушкой.  А вот есть французская сказка «Жених-Жаба», там свой мужчина может быть жабой. То есть, «свой мужчина» - этот образ, нужно его еще открыть, а для этого нужно познать себя. И мы дальше с вами знаем, что хотел от себя и от своего образа женщины наш Иван-богатырь сбежать, но она ему не давала. Потому что, раз встреча состоялась, то быть серьезным переменам.

Итак, увидел он лягушку, которая держит стрелу во рту. Ну, конечно же, дорогие друзья, здесь сказка шифрует и первый опыт познания женщины, потому что лягушка, держащая во рту стрелу – это опыт проникновения. И здесь символически описывается первый опыт соединения с женщиной у юноши, когда он перестает быть девственником. 

И надо сказать, в клинической практике, немногих можно назвать клиентов психолога, которые имели опыт первой близости с женщиной красивый, уникальный, чудесный, невероятно романтический, который освятил всю их жизнь. Мы с вами знаем, что очень часто юноши теряют свою девственность в весьма неприглядных обстоятельствах. Просто потому, что им нужно удовлетворить свое вожделение, с одной стороны, а с другой стороны, может быть потому, что им нужно похвастаться перед ребятами, а с третьей стороны, это вообще, может быть ситуация психологического, или другого насилия.

И вот, лягушка, которая держит во рту стрелу, безусловно, среди прочего, среди судьбийного символизма, среди символизма, связанного с образом сакрального Я, сакрального образа партнера. Конечно же, наряду с этим символизмом, имеет символизм первого сексуального опыта, который, к сожалению, не является таким красивым, как может, хотелось бы. Почему многие, честно оценивая свой первый сексуальный опыт, говорят «мы ничего не поняли, это было быстро, это было непонятно, это было грязно, это было вообще никак». Но, это состоялось. 

Некоторые мужчины рассказывают, что первый опыт близости с женщиной, был достаточно травматичен. И после этого, они женщин стали воспринимать, как грязных существ, похотливых существ - как лягушек, но лягушек не в сакральном символизме, который есть в славянской мифологии, в котором лягушка как символ здоровой сексуальности, как символ плодородия, а лягушка, как символ чего-то неприятного, что вызывает брезгливость. И надо сказать, что немало проблем в сексуальной сфере, в сфере интимности у мужчин, связано с не очень благоприятным первым сексуальным опытом, после чего внутри образовалось такое симптомо-клиническое образование, связанное с достаточно брезгливым отношением к женщине, как к лягушке.

И надо сказать, что если взять исключительно этот, клинический ракурс этой сказки – как влияет первый опыт сексуальный близости с женщиной на последующую интимную жизнь мужчины, то вся та сказка, которая последует после этого события (когда лягушка держит стрелу в своем рту) – показывает путь исцеления от неблагоприятного первого сексуального опыта. То есть, эта сказка «О лягушке и богатыре» - эта сказка, которая исцеляетюношу, мужчину от неблагоприятного, некрасивого какого-то блудливого, похотливого первого сексуального опыта. И такой аспект здесь тоже есть.

Идем дальше.

«Иван-богатырь, увидя лягушку, хотел бежать от шалаша и отступиться от своей стрелы» - вот, я на этом основании, акцентировала ваше внимание на первом сексуальном опыте, потому что не нравится он ему.«Отступиться от своей стрелы» - не хочется даже вообще никакой сексуальной жизни потому, что все это не так, как юноша себе представлял, он совсем иначе представлял себе соединение с женщиной.

Другой аспект этого эпизода, конечно же, заключается в том, что открыв в себе некое чувство, открыв в себе нечто таинственное, удивительное – становится страшно. Надо сказать, что некоторым мужчинам свойственна определенная пугливость, в плане самого себя, своих сокровенных аспектов. В этом отношении, женщины проявляют больше смелости. Наверное, поэтому, существует больше разнообразных тренингов для женщин, потому что женщины более смелы в самопознании, более смелы в том, что касается открытия своих сокровенных аспектов. А мужчине страшно это узнавать: «как это, что делать с этой силой; что делать с тем, что во мне открылось; что делать с теми чувствами, которые у меня появились – я не могу найти им объяснения; я не понимаю, что со мной, я хочу сам от себя сбежать»  - об этом сказка тоже предупреждает. 

И этот импульс, когда он узнает в 14 лет, в 16 лет, в 18 лет – что с ним происходит после первой близости с девушкой, с женщиной – ему хочется сбежать от самого себя и спрятаться ото всех, он себя не понимает. Об этом сказка предупреждает и в своем повествовании лечит. Лечит и эту тревогу, лечит и этот синдром тревожности, который возникает у юноши, у мужчины, когда он встречается с чем-то непонятным внутри себя, то что его пугает.

«Ква, ква, Иван-богатырь, взойди ко мне в шалаш и возьми свою стрелу». То есть, лягушка говорит (причем, несколько раз это происходит): «не отказывайся от самого себя, познавай себя дальше, возьми свою силу, возьми свою судьбу, возьми свое намерение в свои руки, не отказывайся, не беги сам от себя, «от судьбы не уйдешь»). И не случайно ему лягушка несколько раз повторяет: «если ты не возьмешь свою стрелу», а потом: «если ты не возьмешь меня в жены»,то«ты никогда из этого болота не выберешься».

Здесь уже символизм болота выступает уже в другом контексте, не в контексте чего-то сокровенного, а в контексте инерционных процессов, заболачивания внутреннего. То есть символизм болота, весьма амбивалентен – в одном эпизоде сказки он одним символизмом звучит, а в другом – совсем иначе. Это очень интересно.

Еще друзья, нам нужно разобрать интересное свойство лягушки. Лягушка, узнав, что Иван царевич не может войти в шалаш из-за того, что он очень мал, - она перекувыркивается. Вообще, это очень интересный эпизод, который в сказках встречается, который в мифах встречается – кувырок. И мы используем тоже такое выражение, что «он перекувырнулся из самого себя, стал другим». Кувырок в мифологической традиции, это конечно действие волшебное, действие ритуальное, действие сакральное. 

Перекувырнуться, означает оказаться в другом измерении, в другом состоянии сознания, изменить реальность. И это доступно, если ты находишься в согласии с самим собой – тебе доступно менять реальность, что собственно лягушка и делает. Лягушка здесь еще, конечно же, символизирует женскую волшебную творящую силу: силу воображения, силу намерения, силу образа, который может создавать женщина. И дальше уже это в сказке развивается, раскрашивается, укрепляется.

«Лягушка, … перекувырнулась, и в то самое время сделалась из шалаша раскрашенная беседка». То есть,это очень интересная особенность женщины, свойство мудрой женщины создавать условия для интимных отношений, для сокровенной близости со своим возлюбленным: «не нравится тебе шалаш – не вопрос. Будет беседка, и ты туда войдешь». Благодаря чему женщина создает такую атмосферу? Потому что шалаш и беседка – это символическое отражение атмосферы, которую создает женщина, и на которую откликается мужчина. «Шалаш тебе не нравится – пусть будет беседка». На эту атмосферу и идет мужчина, он на нее откликается, и сказка мужчину предупреждает, что женщина будет создавать определенную атмосферу, только дай ей сигнал – какая атмосфера тебе нужна. Атмосфера шалаша тебе не нравится – скажи об этом, женщина постарается создать другую атмосферу, благодаря тому, что она умеет из своего сакрального естества извлекать определенные чувства и определенные образы.

«Принужден был»Иван царевич«взойти в ту беседку, в которой увидел пребогатую софу и сел на нее». Другими словами, мы с вами понимаем, что речь идет о таком (условно скажем) соблазнении. Юноша здесь все больше и больше открывается женщине, больше и больше доверяет. Возможно, первый опыт был не очень хороший, но потом, если он принял решение, что «все-таки, я исцелюсь, все-таки, я познаю женщину до конца, я ее с первого раза не понял – я зайду все-таки в ее беседку, я сяду на софу». То есть, здесь сказка говорит – «не бойся познавать женщину, не бойся входить в ее беседку, не бойся садиться на ее богато убранную софу. Не бойся познавать женщину – это не просто, но делай это постепенно».

«Лягушка тотчас ему говорила: «Я знаю, Иван-богатырь, что ты имеешь нужду в пище, потому что ты третий день как не ел», и она его кормит.Вот это очень интересный сказочный шифр: три дня он не ел, прежде чем прийти к лягушке. Мужчина постится три дня, прежде чем прийти к женщине. С чем же это связано? – это связано, безусловно, с защитой женщины от информационной грязи, которую мужчина приносит. И здесь сказка символически дает абсолютно конкретный наказ дает юноше: «не входи к своей жене, не входи к своей женщине в нечистом состоянии». А что значит, в нечистом состоянии? Не только в нечистом состоянии плоти (понятно, что нужно помыться, попариться в бане – во всех культурах это было принято и было обязательно), но не входи нечистым и в плане чувств – с корыстными чувствами; не входи нечистым в плане помыслов, идей; не используй женщину; не приноси в нее грязную информацию какую-то, которую ты может быть, из болота принес, в том числе, и социального. 

То есть, здесь закладывается очень важная структура защиты чести женщины. Чтобы защитить честь, защитить целомудрие женщины (это не значит – защитить ее девственность, а защитить ее от информационной, эмоциональной и другой грязи) требуется пост – «три дня ты настраивайся, пожалуйста, на близость с женщиной». И мы в сказкотерапии интимности, говорим о циклах сакральной близости. И первый цикл – это прелюдия к любви. И прелюдия, не менее трех дней длится, для того, чтобы и мужчина настроился на соединение с женщиной, и женщина настроилась на соединение с мужчиной – происходит милование, оказывание друг другу особых знаков внимания. То есть, три дня настраиваются спутники друг на друга, для того, чтобы соединение было полноценным. 

И важна чистота не только для женщины, но и прежде всего, и для мужчины, потому что женщина – существо, принимающее ту информацию, которую несет мужчина. Соответственно, если он принес что-то не очень чистое – женщина все оставит в себе, и принесет куда? – В общее пространство, пространство очага. А кому будет от этого хорошо? – Никому. Поэтому, дорогие друзья, мальчику и закладывалось очень четкое наставление, что «будь чистым, постись три дня, настраивайся на близость со своей женщиной, пожалуйста, возьми это жизненное правило себе на вооружение».

И лягушка его кормит. Что это такое? Здесь мы встречаем символизм женского эмоционального питания мужчины. Он готовился к встрече с ней, и она его напитывает. Как мужчина напитывается женщиной? – И через то, что он ее созерцает - как она обнажается; и через то, что он ее вдыхает - аромат женщины; и через то, что он ее осязает, через то, что он ее чувствует. То есть, мужчина проникается теми эмоциями и чувствами, которые женщина несет; теми образами, теми ароматами, которыми она вся наполнена. – Это и есть то, эротическое питание, которое получает мужчина от женщины. И тоже он получает с помощью кувырка. Все время наша лягушка переворачивается. И постоянно говорит ему о том:«Слушай, Иван-богатырь, стрела твоя попала ко мне, то и должен ты взять меня в замужество». Все время, лягушка говорит: «я твоя женщина, я твоя судьба, не отказывайся от своей судьбы, познавай женщину – будет тебе благо».

Что происходит с Иваном-богатырем? 

«Иван-богатырь весьма опечалился и думал сам в себе: «Как мне взять за себя лягушку; нет, я лучше скажу ей, что мне ее взять за себя никак нельзя». Но лягушка говорила: «Ежели ты не женишься на мне, то уверяю тебя, что ты не выйдешь из этого болота никогда» – будь смелым, принимай решение. И здесь, конечно же, сказка очень деликатно, но с другой стороны, очень с большим юмором шифрует мужскую нерешительность в плане укрепления отношений женщины. 

Мои дорогие коллеги психологи знают, как часто женщины, засидевшиеся в невестах, спрашивают: «ну как же, наконец, сделать так, чтобы мой жених на мне женился? Сделал предложение руки и сердца. Почему он «ни мычит, ни телится», что мне делать, мне хочется быть уже и женой и матерью, может, мне вообще нужен другой мужчина  и т.д.» То есть, этот символизм мужской нерешительности, в сказке очень деликатно высмеивается. 

И сказка говорит, что эта женская настойчивость – она вполне допустима. Понятно, что мужчины эту нерешительность оправдывают тем, что им «нужно взять на себя ответственность, я пока не готов», и все такое: «как же я возьму за себя лягушку, я еще не понимаю своей судьбы, может быть, это не моя женщина» - может быть, мужчина так прямо не говорит, но думает. И эта мужская нерешительность, она должна быть проработана. 

И об этом предупреждает сказка и юношей, и девушек; предупреждает и женщин, и мужчин, что этот этап мужской нерешительности, когда мужчина будет внутри себя сомневаться: «жениться - не жениться, нам же и так хорошо, будем просто жить вместе, и вообще – никаких обязательств» - через этот этап тоже нужно пройти. И сказка предлагает женщине проявлять настойчивость. Во всяком случае, шифр весьма прозрачный. Но и сказка предлагает мужчине быстрее проходить этот период, не поддаваться тем сомнениям - если уже нашел свою судьбу, так держись за эту женщину, женись на ней.

И кто-то, может быть, скажет, что лягушка начинает манипулировать Иваном-богатырем, потому что она его пугает, что «не женишься на мне – навеки тут останешься». Иван-богатырь говорит уже обманные слова – хочет у нее забрать стрелу, обмануть ее. То есть, видите, здесь еще в этой сказке, прорабатывается склонность мужчины к обману, и к самообману. Этот метафорический ряд – он лечит сакральное естество, интеллектуальное естество, чувственное естество мужчины от склонности к обману женщины, и к самообману.

Но лягушка очень быстро распознает все эти манипуляции, и говорит:«я уверяю тебя, что ежели ты не возьмешь меня за себя, то тебе не выйти из этой беседки». То есть, «ты меня не забудешь. Ты можешь уйти от меня, но ты помни, пожалуйста, что я твоя женщина, ты меня не забудешь».

И тогда, наш Иван-богатырь понимает, конечно, если эта лягушка какая-нибудь волшебница – то есть точно, «она меня околдовала и мне уже никуда не деться, придется уже принимать свою судьбу такой, какая она есть». И когда Иван-богатырь принимает свою судьбу, такую, какая она есть, то есть говорит: «ладно, я женюсь на тебе», вот тогда уже: «как скоро проговорил сии слова, то лягушка спустила с себя ту кожу и сделалась великою красавицею». 

Только тогда, когда мужская нерешительность будет преодолена – можно открыть, кто ты есть на самом деле. И вот, это совершенно удивительная стратегия лягушки: показать товар не лицом, а показать товар совсем неприглядной стороной. То есть, это та женская стратегия, которая сейчас совершенно не популярна. 

Сейчас женщине рекомендуется себя раскрасить, показать «товар лицом: нарумянить щеки, завить кудри, подколоть ботекс, и показать себя во всей красе». Лягушка лечит и женское самовосприятие, говорит, что «нет, ты покажи мужчине свою настоящую суть, но волшебную суть». Потому что лягушка, это не просто женщина, которая за собой не следит - женщина в бигудях, нет, лягушка все время показывает свою сакральную суть. Она перекувыркивается – ставит беседку, она перекувыркивается – стол появляется. То есть, сказка рекомендует показывать женщине не внешнюю свою сторону, а сакральную, волшебную. Ну, естественно, чтобы ее показать – ее нужно знать.

И наконец, чем заканчивается этот сюжет сказки: «Иван-богатырь, видя перед собою такую красавицу, весьма обрадовался и подтверждал ей клятвенно, что он возьмет ее за себя». То есть, дана клятва любви, настоящая клятва, которая действительно связывает судьбы на все времена. И после этой клятвы, уже другой уровень отношений у них. Не просто на уровне инстинкта, вожделения, каких-то простейших сексуальных импульсов – после этого они переходят в область интимности, подлинной интимности.  Как это в сказке отражено? – «После того разговаривали они между собою довольное время, а потом говорила она ему: «Теперь время уже тебе идти во дворец, а я превращусь опять в лягушку, и ты меня возьми и неси с собою». То есть, вход в область интимности – состоялся. Но тогда вопрос: зачем нужно это условие: «ночью я буду красавицей, а днем, я буду лягушкой»?

Вот, друзья мои, какой интересный вопрос. Хотелось бы с вами его обсудить. Я наверное, именно в этом моменте, поставлю многоточие. Это будет первая часть нашего разговора «о царевне лягушке», потому что сказка очень богатая, и я боюсь, что мое выступление затянется на несколько часов. Я здесь сделаю паузу, для того, чтобы каждый из вас посмотрев первую часть, ответил на вопрос: зачем нужно это условие; зачем лягушка будет только ночью раскрасавицей, а днем будет лягушкой; зачем это нужно мужчине, зачем это нужно женщине, зачем это нужно паре?

Вот на этом вопросе, я ставлю многоточие в нашем разговоре, в первой части. И в скором времени, будет и вторая часть, но сначала давайте ответим вместе на вопрос. Отвечайте на него в комментариях: зачем нужно это условие, почему лягушка будет красавицей только ночью, а днем будет лягушкой?