Ждем...
Хотите всегда быть в курсе наших новостей и последних новинок? Оставьте свой e-mail через форму:
Поиск по сайту

Русская сказка "Конь, скатерть и рожок"

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Мужание юноши. Разговор о русской народной сказке
«Конь, скатерть и рожок»

Конь, скатерть и рожок - это три волшебных предмета, совершенно необходимых каждому юноше и мужчине. Зачем? Ответ на этот вопрос зашифрован в старинной истории, записанной А.Н.Афанасьевым.

Сказка из сборника "Народные русские сказки А.Н. Афанасьева" Издательство "Речь", Санкт-Петербург-Москва, 2017. Художник Татьяна Маврина

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Здравствуйте дорогие друзья, я приветствую всех любителей сказок тех из вас, которые увлечены таким удивительным приключением удивительным исследованием – познанием скрытых шифров сказок.

Сегодня снова позвольте обратиться к мужской теме, и снова взять для нашего анализа народную русскую сказку. Возможно, многие из вас ее знают, она не так известна, как другие истории, но суть этой сказки, я думаю, что слышал каждый. Называется эта русская народная сказка «Конь, скатерть и рожок». Сказка очень интересна, именно в плане воспитания мальчика. И здесь столько удивительных секретов, которые связны именно с возмужанием, мужание мальчика как юноши, превращения юноши в мужчину, но все настолько целомудренно зашифровано, что сразу и не распознаешь. На первый взгляд, эта история не лишена юмора и увлекательности, кажется, что эта история о том, как жили мать с сыном, но на самом деле, все гораздо глубже. Давайте, попробуем понять, что в этой сказке зашифровано на самом деле. Я прочитаю эту сказку целиком, потому что, может быть, не все ее помнят, а потом, мы разберем ее по маленьким кусочкам.

Итак, русская народная сказка«Конь, скатерть и рожок»

Жила-была старуха, у ней был сын дурак. Вот однажды нашел дурак три гороховых зерна, пошел за село и посеял их там. Когда горох взошел, стал он его караулить; приходит раз на горох и увидал, что сидит на нем журавль и клюет. Дурак подкрался и поймал журавля.

- О! - говорит. - Я тебя убью! А журавль говорит ему:

- Нет, не бей меня, я тебе гостинчик дам.

- Давай! - сказал дурак, и журавль дал ему коня, говоря:

- Если тебе захочется денег, скажи этому коню:

«Стой!» - а как наберешь денег, скажи: «Но!»

Вот дурак взял коня, стал садиться на него и сказал:

«Стой!» Конь и рассыпался в серебро. Дурак захохотал; потом сказал: «Но!» - и серебро обратилось в коня.

Распростился дурак с журавлем и повел коня домой, взвел на двор и прямо привел его к матери в избу, привел и дает ей строгий приказ:

- Матушка! Не говори: «Стой!» - говори: «Ho!» А сам тут же ушел на горох.

Мать была долго в раздумье: «Для чего говорил он мне такие слова? Дай скажу: «Стой!» - и сказала. Вот конь и рассыпался в серебро. У старухи глаза разгорелись; поспешно начала она собирать деньги в свою коробью и как удовольствовалась - сказала: «Но!»

Меж тем дурак опять застал на своем горохе журавля, поймал его и грозил ему смертью. Но журавль сказал:

- Не бей меня; я тебе гостинку дам, - и дал ему скатерть.

- Вот как захочешь ты есть, скажи: «Развернись!» - а как поешь, скажи: «Свернись!»

Дурак тут же сделал опыт, сказал: «Развернись!» Скатерть развернулась. Он наелся-напился и говорит: «Свернись!» Скатерть свернулась.

Он взял ее и понес домой:

- Вот смотри, матушка, не говори этой скатерти:

«Развернись!» - а говори: «Свернись!»

А сам дурак опять пошел на горох. Мать и со скатертью сделала то же, что с конем; сказала: «Развернись!» - и начала гулять, есть и пить все, что было на скатерти; потом сказала: «Свернись!» Скатерть и свернулась.

Дурак опять поймал на горохе журавля, который дал ему в гостинец рожок и, поднимаясь от него кверху, сказал:

- Дурак! Скажи: «Из рожка!»

Дурак, на свою беду, и сказал это самое слово; вдруг из рожка выскочили два молодца с дубинами и начали утюжить дурака, и до того утюжили, что он, бедный, с ног свалился. Журавль сверху закричал: «В рожок!» - и молодцы спрятались.

Вот дурак пришел к матери и говорит:

- Матушка! Не говори: «Из рожка!» - а говори: «В рожок!»

Мать, как вышел дурак к соседям, заперла дверь на крючок и сказала: «Из рожка!» Сейчас выскочили два молодца с дубинами и начали утюжить старуху; она кричит во все горло.

Дурак услыхал крик, бежит со всех ног, прибег, хвать - дверь на крючке; он и закричал:

- В рожок! В рожок!

Старуха, опомнившись от побоев, отперла дураку дверь.

Дурак взошел и сказал:

- То-то, матушка! Я тебе сказывал - не говори так-то. Вот дурак задумал задать пир и созывает господ и бояр. Только они собрались и поселись, дурак и приводит в избу коня и говорит: - Стой, добрый конь!

Конь рассыпался в серебро. Гости удивились и начали грабить себе деньги да прятать по карманам. Дурак сказал: «Но!» - и конь опять явился, только без хвоста.

 Видит дурак, что время гостей потчевать, вынул скатерть и сказал: - Развернись!

Вдруг развернулась скатерть, и на ней всяких закусок и напитков наставлено великое множество. Гости начали пить, гулять и веселиться.

Как все удовольствовались, дурак сказал: - Свернись!

И скатерть свернулась.

Гости стали зевать и с насмешкой говорить: - Покажи нам, дурак, еще что-нибудь!

- Изволь, - сказал дурак, - для вас можно! - и приносит рожок.

Гости прямо и закричали: - Из рожка!

Откуда ни взялись два молодца с дубинками, начали колотить их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги, а сами разбежались.

А дурак с матерью, конем, скатертью и рожком стал жить, да поживать, да больше добра наживать.

Вот, дорогие друзья, такая история – достаточно ироничная, практичная. На первый взгляд, что зашифровано в этой сказке? Неужели были юноша, да престарелая мать? Он, получает определенные подарки, хорохорится перед другими людьми, высокопоставленными, показывает свою силу, и заканчивается эта история тем, что так называется «история неполной семьи».

Это только на первый взгляд, это если читать сказку по писанному. Но мы-то с вами читаем сказки именно по неписанному, и тогда нам открываются настоящие шифры.

Начнем читать эту сказку между строк – по неписанному. Начинаем, с первого предложения, чтобы понять, о чем на самом деле эта сказка. Первое предложение таково:«Жила-была старуха, у ней был сын дурак». Ага, стало быть, главное действующее лицо – старуха. Тогда, почему все приключения происходят с ее сыном? Кто же эта старуха? Почему она здесь главная? Является ли она главной героиней? Либо, она еще главней, чем главная героиня? Кто ж такая старуха? И тем более, сын-то у нее – дурак. Кто-то может сказать «ну, это просто может быть несчастная женщина, у которой сын с особенностями развития» но это опять-таки, так видится, если читать сказку только по писанному. 

А вот по неписанному, кто такая старуха? – безусловно, эта женщина умудренная. Безусловно, эта женщина - Посвященная. И не факт, что она по крови, является матерью главному героя. Такой зачин сказки: «Жила-была старуха, у ней был сын дурак», скорей всего, говорит о том, что мальчик, юноша (даже так можно сказать – мужающий мальчик) проходит обучение у женщины посвященной, у жрицы, у отшельницы, у берегини. И она учит его, чему? – Обычно такие женщины жили вдали от общины и занимались посвящением мальчиков в мужское качество, готовили его к браку. И оказывается, что даже зачин сказки, самая первая ее фраза, говорит о том, что все, что в сказке будет происходить,  связано с подготовкой юноши к будущим отношениям с женщиной, к будущим отношениям в семье. То есть, на месте старухи, может быть Баба Яга (кстати). Точно также, сказка могла начинаться: «жила была в далеком лесу Баба Яга и пришел к ней Иван царевич».Это было бы, то же самое указание – на феномен подготовки к мужской инициации. Но инициации особого плана, которая происходила не при старейшинах (хотя старейшины тоже входят в эту зачетную комиссию), а непосредственно под патронажем жрицы, под патронажем, женщины умудренной, посвященной.

Итак, скорее всего, речь в этой сказке «Конь, скатерть и рожок», идет о подготовке к мужской инициации, инициации, связанной с испытанием того, насколько он готов быть мужем. И мы раскроем эту тайну, действительно, насколько этот юноша, которого называют «дураком», готов быть мужем. Про «дурака», я кстати, говорить много и не буду, потому что, мы много обсуждали с вами эту тему – конечно же, дурак это не тот у кого есть особенности в развитии. Дурак – это тот, кто живет сердцем; дурак – это тот, кто слышит Бога, и внутри себя; дурак - это тот, кто  не живет мирским умом, а старается познать свою суть; ну и дурак - это посвящаемый, то есть юноша, который находится на пороге посвящения в мужчину.

Вот однажды нашел дурак три гороховых зерна, пошел за село и посеял их там.  – ну вот, началось! Что значит: «нашел дурак три гороховых зерна», друзья мои? Ну, о горохе, можно говорить часами. Мы с вами знаем и метафору «царь горох, который с грибами воевал», и «при царе Горохе», и «жил был царь Горох с царицею Анастасией Прекрасною». С горохом очень многое связано, с бобовыми, с горохом непосредственно, с горошинами – из них рождаются помощники, из них произрастают удивительные стебли, которые ведут на Небо. 

Словом, с горохом связано очень много невероятных приключений. И конечно же, как только мы видим горох в русской сказке, или в европейских сказках, мы видим бобы – мы сразу же понимаем, что начинаются мужские приключения. И надо сказать, что здесь сказка говорит: он «нашелтри гороховых зерна». Он не нашел «три горошины». Это принцесса на горошине. Он нашел «три гороховых зерна», т.е., речь идет о качестве мужского семени.«Пошел за село и посеял их там» – Произошла первая близость с женщиной – здесь такой шифр есть, но насколько дальше он в этом продвинется, насколько он сможет раскрыть свой потенциал мужчины – мы дальше с вами узнаем из сказки. 

Но это только один пласт шифра этой фразы. Давайте «копнем», с другой стороны. Еще раз прочитаю эту фразу: «Вот однажды нашел дурак три гороховых зерна, пошел за село и посеял их там». Безусловно, три гороховых зерна, можно рассматривать также, как некие возможности для дальнейшего роста. Три гороховых зерна как три потенциала эволюционных процессов. Но их обязательно нужно «посеять», обязательно нужно применить. Также, мы эти три гороховых зерна можем рассматривать, как открытие молодым человеком, тех талантов, которыми его наделил Бог. И он сразу же их посеял, то есть, сразу же он их начал осваивать. Что совершенно естественно, поскольку он находится в режиме обучения, и подготовки непосредственно к ситуации посвящения, к инициации. 

Важно еще прокомментировать эту ремарку: «пошел за село». Что это значит: «пошел за село»? Понятно, что село – это, то место, где живет община, где живут люди, и нужно выйти за пределы людского мира, для того, чтоб посеять свои найденные, обретенные гороховые зерна. То есть, этот интересный акт «пошел за село и посеял их там», символизирует отход от мирской суеты; символизирует внутреннюю независимость от тех человеческих, часто меркантильных связей, которые сдерживают мужскую силу, которые формируют комплекс неполноценности: «у меня м.б. не такого богатства, как у того-то», «у меня нет таких возможностей, как у того-то», «я ни на что не гожусь, м.б. я и ростом мал и неказист» - все эти мужские комплексы неполноценности, остаются «в селе».  

А вот чтобы свои скрытые таланты посадить, нужно выйти за плоскость этих комплексов, нужно выйти за село и посадить их там. То есть, за селом, находится земля непаханая, ничейная. За селом места свободные. Так же и во внутреннем пространстве юноши есть достаточно много территорий, которые не связаны с социальными долженствованиями, которые не засорены каким-то бытовым, житейским амбициозным мусором, где он может проявить себя именно как свободный и талантливый человек. 

И вот, мы всего лишь прошли только два предложения, но уже столько смыслов открыли. И для воспитания мальчика, и для психологического консультирования юноши здесь четкий совет есть в сказке: «если ты хочешь действительно стать мужчиной – отстранись от всех социальных долженствований, которые тебе навязываются в твоей референтной группе, в твоем классе, даже в семье (потому что, герой уходит за пределы социального мира). Найди себя настоящего. И там золотые зерна опыта, скрытые в тебе таланты, посади. Начни что-то делать в уединении, проведи какой-то эксперимент». Фактически, можно сказать следующее: эта метафора «однажды нашел дурак три гороховых зерна» – то есть, открыл какие-то невероятные свои возможности, таланты, дарования«пошел за село и посеял их там», связана и с процессом самопознания, и деяний направленных на развитие себя. «Ни на кого не смотри. – Вот, у тебя есть таланты – иди и засевай, делай сам. Ни на кого не смотри, ни на кого не оглядывайся, никого не слушай». 

Мы с вами знаем, мальчики, как и девочки, склонны спрашивать друг у друга совет. «Слушай себя, найди ту территорию, где еще не ступала нога чужого мнения». Это очень сложно для подростка, для юноши, для молодого мужчины. Да и для зрелого мужчины, это непросто - эта сказка и зрелому мужчине будет полезна. Как найти внутри себя территорию, где ни ступала нога чужого мнения. Сказка так и говорит: «пошел за село и посеял их там».Только на этой территории, где ни ступала нога чужого мнения, можно взращивать открытые в себе самом таланты, способности, дарования.

Идем дальше: «Когда горох взошел, стал он его караулить» - естественно, если ты сделал посадку, если ты уже начал возделывать в себе какой-то талант, что-то изучать, что-то тренировать, то, естественно, бросать это нельзя, это нужно караулить, то есть проявлять внимание, сопровождать. Так что, в этой фразе: «стал он его караулить», как раз внимательное отношение, последовательное, целенаправленная деятельность зашифрована.

«Приходит раз на горох и увидал, что сидит на нем журавль и клюет» - Ага, вот это совершенно удивительный шифр, дорогие друзья! Конечно, же мы с вами знаем и другие сказки, где пшеницу ворует кобылица, и жар птица, тоже не прочь отведать ценной злаковой культуры, но здесь - журавль. 

Давайте, немножко поговорим о журавле, потому что для нашего этноса эта птица очень важная, эта птица сакральная. Допустим, если мы возьмем сказку «Три царства: медное, серебряное и золотое», то там тоже мы найдем сакральный шифр журавля. Там не говорится, что это журавль, там говорится «серебряная птица, с золотым хохолком», то есть птица, которая одновременно посвящена и Луне и Солнцу, и Земле, и Небу, то есть, она соединяет в себе и земное, и небесное. 

Журавль для славян был очень почитаемой птицей. Начнем с того, что он приносил весну. И вообще, брачные танцы журавлей очень часто выковывались, изображались на браслетах, которые одевались специально на ритуал венчания (тот ритуал венчания, который существовал у древних славян). То есть, это брачная символика, и поэтому, как только мы видим журавля в сказке – ясно совершенно, что дело идет к свадьбе. Почему я и говорю, что эта старуха, у которой был сын дурак – вряд ли это пара «мать-сын», скорее всего, это женщина, которая готовит юношу к супружеству. Потому что, журавль – это вестник будущих отношений. Мальчик готовится стать мужем, и этим своим «горохом», показывает, что он работает над собой, взращивает эти три горошины. 

И тут становится понятно, что, скорее всего, эти три горошины – это важнейшие, так называемые «компетенции жениха». А вот какие это компетенции жениха? Хотя компетенций жениха, как минимум десять, но здесь три, самые необходимые описаны - три горошины, они связаны с конем, скатертью и рожком. Здесь мы откроем с вами, так называемые «компетенции жениха», т.е., что должен уметь юноша, для того, чтобы иметь право начать строить отношения с девушкой, чтобы действительно стать хорошим возлюбленным, стать хорошим мужем.

Надо сказать, что журавль (это просто для справки) был домашней птицей у древних славян. Если заглянуть в «Русскую Правду» (это источник, который приписывают 11 веку) - там очень интересно: среди перечня штрафов за повреждения, штраф за поврежденного журавля домашнего, составлял 204 грамма серебра, в пересчете с гривны. То есть, это очень дорогая птица. Очень дорогая. И источники свидетельствуют, что журавль мог навести порядок в любом курятнике, и вообще, был совершенно невероятным помощником в хозяйстве – мог приструнить и кур, и даже его использовали в качестве собаки. Совершенно удивительно. 

То есть журавль, это с одной стороны – вестник весны, с другой стороны – вестник свадьбы, и с третьей стороны – это очень ценная птица в домашнем хозяйстве, это помощник в домашнем хозяйстве.

Но есть у журавля еще интересный аспект символизма – журавль, все-таки это птица, которая связана с солнцем, с весной, соответственно, она была посвящена Богу Ярило. А это что означает? – что мы имеем дело с орнитоморфным образом проявлением бога. Другими словами, когда наш дурак видит, что сидит на горохе журавль и клюет его горох – он фактически встречается с Богом. То есть, шифр здесь совершенно потрясающий, уникальный, тонкий, тончайший. Если мы понимаем, что юноша проходит подготовку к тому, чтобы стать мужем, он свои таланты (как мужа) сажает, взращивает, и он встречается с Богом. То есть, он готовится стать женихом (причем, пренебрегая какими-то социальными аспектами), и ему дается божье Благословление. Этот журавль, который клюет его горох – он его заметил, то есть, семя этому журавлю любо. Тут есть подтверждение, что «твое семя хорошо, в принципе, я тебе даю благословление на союз с женщиной». И конечно же, встреча с Богом, это и приглашение к пониманию принципа «поющего сердца», который является очень важным этническим принципом для русского мужчины.

Поэтому, «дурак подкрался и поймал журавля». Это символизирует (совершенно естественно) – «нужно за Бога держаться». Держаться за удачу, держаться за мысль, намерение «стать мужем». В этой фразе это все зашифровано. И здесь, он произносит:«О! - говорит. - Я тебя убью!» - что такое? Неужели, наш герой, которому я только что произнесла ряд дифирамбов – он склонен к убийству. Нет, конечно же.Здесь нужно читать это иначе. Во первых, «О» - ода, восторг, признание. «я тебя убью» - здесь нужно читать не как насилие, а как принятие самое себя, той божественной идее, которую несет журавль. Это один момент. Другой момент, это такой очень запутанный шифр любви. Вы знаете, что систему шифрования применяли для того, чтобы скрыть сокровенное. Именно, чтобы скрыть. И если хочешь скрыть что-то – зашифруй это так, чтобы можно было прочитать совершенно противоположный смысл. И в этой фразе, скрывается шифр любви к Богу и просьба о благословлении.

Такие парадоксальные шифры, мы встречаем в русских сказках. Не только в этой истории, но и допустим, в сказке «Семь Симеонов» (мы ее с вами разбирали). Там седьмой Симеон был вором, но на самом деле, он нес принцип мужского архетипа Монаха, поющего сердца, на дуде он игрец – который и помог выстроить всю жизненную ситуацию. Очень важный аспект мужской силы, но видите, какой шифр – абсолютно противоположный. Вот такое парадоксальное шифрование сокровеннейших знаний, характерно для русской сказки. Для чего это делается – чтобы увести непосвященного в поле заблуждений. Но мы-то с вами, уже можем понимать – чем парадоксальнее шифр, тем более глубокое знание он шифрует. Соответственно, в этом эпизоде «дурак подкрался и поймал журавля. О! - говорит. - Я тебя убью!» - в этом эпизоде, рассказывается об установлении сокровеннейшей, интимной связи с Богом, и просьбы сокровенной, сердечной, душевной, духовной просьбы о благословлении. 

И журавль это благословление ему дает. Фактически, Бог активирует первую компетенцию жениха, связанную с конем.«А журавль говорит ему:- Нет, не бей меня, я тебе гостинчик дам». – да, я согласен. Я вижу твой душевный порыв, я вижу твою сердечную открытость, поэтому, я тебя благословлю, я активирую твою первую мужскую силу, первую компетенцию жениха.«- Давай! - сказал дурак» - то есть, юноша говорит «я готов»,«и журавль дал ему коня, говоря:- Если тебе захочется денег, скажи этому коню: «Стой!» - а как наберешь денег, скажи: «Но!» - видите, какой интересный принцип активации: если тебе хочется денег – остановись; если тебе достаточно – начинай движение. 

Дорогие друзья, что касается «коней» - здесь наверное, уже многое нами говорено, но тем не менее, давайте поговорим о том, что же символизирует конь, как символ компетенции жениха. Давайте рассматривать в данном контексте коня, который может давать денег, сколько нужно, именно как одну из компетенций жениха, и тогда все становится понятно. Конечно же, очень важно, чтобы мужчина был добытчиком. И эта функция добытчика активируется в нашем герое, в дураке, благодаря приобретению коня. И сразу же, вместе с функцией добытчика, вместе с компетенцией жениха – добытчика, сразу же активируется чувство меры, что очень важно. «захочется денег, скажи этому коню: «Стой!» - а как наберешь денег, скажи: «Но!» То есть, все должно быть в меру. Гармония, она без умеренности, существовать не может. И эту умеренность, журавль, как орнитологическое представительство Бога Ярило, тоже инсталлирует, активирует внутри героя.

Итак, первое зерно гороховое, было связано с первой компетенцией жениха, которая символизирована конем – это компетенция добытчика. Ну, полюс еще, здесь речь идет о серебре. Это не золото. Иногда, в сказках мы встречаем такой мотив, что золото находится, клад может быть, золото даруется, в золото что-то обращается (в солнечный металл). Здесь, именно – серебро. Надо сказать, что исторически больше на Руси (на древней Руси) расчеты велись серебром. Гривна серебряная имела хождение активное. Поэтому серебро - это была популярная монета, популярный металл. Но здесь еще есть очень важный сокровенный символизм. Почему именно серебро? Я напомню вам эту сказочную фразу: «Вот дурак взял коня, стал садиться на него и сказал:«Стой!» Конь и рассыпался в серебро. Дурак захохотал; потом сказал: «Но!» - и серебро обратилось в коня».

Здесь важен символизм серебра, еще вот по какой причине, дорогие друзья. – Мы с вами знаем, что есть такой феномен, как поклонение «золотому тельцу». «Люди гибнут за металл» - пел Мефистофель, подразумевая золото. И здесь, в сказке, не случайно, в качестве денег, указывается серебро. Помимо того, что это лунный металл, связанный с подсознанием, с чувственностью, с женским началом, но еще показывается, что герой не привязан к «золотому тельцу». То есть, его функция добытчика, не перерастет в феномен стяжательства. То есть он не станет жадным стяжателем – во первых, он станет знать меру, а во вторых, он не станет служителем золотого тельца. И это очень важно, и для мужчины, в принципе – для его эволюции, и для мужчины как мужа женщины – чтобы он был и щедрым, и самое главное, не был стяжателем. Потому что, безусловно, стяжатель (и об этом очень много и сказок, и притч) – это тог, кто разрушает себя и женщину, которая рядом.

«Распростился дурак с журавлем и повел коня домой, взвел на двор и прямо привел его к матери в избу, привел и дает ей строгий приказ: - Матушка! Не говори: «Стой!» - говори: «Ho!» А сам тут же ушел на горох». - Совершенно чудесный шифр. То есть, он фактически выполнил задание своей наставницы, и отчитался о выполнении: «вот, посмотри, эта сила во мне включилась; вот, посмотри, как она работает, но сама не включай ее». Матушка! Не говори: «Стой!» - говори: «Ho!» - то есть, он дает ей наказ: «не трогай эту силу, она не для тебя предназначена». Он же не будет жить со своей наставницей, с этой жрицей, которая его посвящала, как муж с женой. Нет. Он отправится обратно в свою общину, или он будет ходить по свету, искать свою женщину. То есть это его талант быть добытчиком, он не для наставницы, он для будущей жены, поэтому, вводится такое ограничение. И тут же, сам уходит на горох, потому что естественно, процесс-то у него не закончен.

Но интересно, как сказка показывает нам женскую психологию. И собственно, это такое юмористическое предупреждение юношам и мужчинам о женской психологии, о женской парадоксальности даже. Удивительно, как в этой сказке сочетаются невероятно глубинные, сакральные шифры, просто с добрым чувством юмора, и житейской мудростью. Естественно, женщина делает все наоборот, не выполняет тот наказ, который дал ей мужчина, а делает исключительно по своему уразумению, и все наоборот. И об этой женской особенности, тоже предупреждает сказка с доброй иронией.

«Мать была долго в раздумье» - понятно, что женщина, онасначала подумает – нарушать запрет, или нет. Если мы вспомним с вами запрет «Синей Бороды» - то там женщина тоже не сразу же решилась открыть запретную дверь, так и тут:«мать была долго в раздумье». И в этом простейшем зачине фразы, фактически, сказка мужчину предупреждает: женщина, конечно же подумает, она не сразу будет запрет нарушать, она еще будет какое-то время мучиться сомнениями, но потом примет решение прямо противоположное тому, что ты ей посоветовал.

Так вот,«Мать была долго в раздумье: - «Для чего говорил он мне такие слова? Дай скажу: «Стой!» - и сказала. Вот конь и рассыпался в серебро. У старухи глаза разгорелись; поспешно начала она собирать деньги в свою коробью и как удовольствовалась - сказала: «Но!» - в этом эпизоде сказки, с одной стороны, есть такое ироничное предупреждение об особенностях женской психологии «делать все наоборот», но есть также важное указание для девочек и для женщин: да, нарушая запрет, открывая для себя некую мужскую тайну, тоже знай меру

Это уже будет послание не столько мальчикам, сколько девочкам. И это послание, даже имеет смысл девочкам специально растолковать, и молодым женам. Потому что, есть такие молодые женщины, которые любят зайти в почту мужа, любят покопаться в его телефоне. «Вообще, очень интересно проникнуть в жизнь мужчины, но знай, пожалуйста, меру. И если ты что-то открыла – храни тайну и знай меру. Храни эту информацию, раз уж открыла. И знай меру, в том, чтобы эту информацию мужской личной жизни открывать» – видите, такой просто житейский совет.

«Меж тем дурак опять застал на своем горохе журавля, поймал его и грозил ему смертью. Но журавль сказал: - Не бей меня; я тебе гостинку дам, - и дал ему скатерть. - Вот как захочешь ты есть, скажи: «Развернись!» - а как поешь, скажи: «Свернись!» Дурак тут же сделал опыт, сказал: «Развернись!» Скатерть развернулась. Он наелся-напился и говорит: «Свернись!» Скатерть свернулась. Он взял ее и понес домой». 

Вот, друзья мои, опять-таки, мы с вами уже знаем, что на самом деле, здесь произошла активация второй компетенции жениха, которая была сокрыта во второй горошине. И эта компетенция жениха связана с тем, чтобы быть кормильцем. Потому, что, с одной стороны, важно добывать сырье, с другой стороны, очень важно накормить свою женщину, накормить свою семью. 

По поводу кормления, - речь, конечно же, идет не только о физической пище (то есть, принести в дом хлеб и соль, и масло, и все остальное). Речь идет и об эмоциональном кормлении. То есть, принести добрые чувства. Об интеллектуальном кормлении – принести добрые мысли, интересную информацию, стать учителем для своей женщины, для своей семьи, для своих детей. Кормление (окормление) духовное, забота о душе. И все это зашифровано в символизме скатерти-самобранки. Здесь мужчина, как кормилец, он выступает на нескольких уровнях: как кормилец – физического тела, эмоционального, ментального, духовного, сакрального, кормилец духа, проводник духа в семью. Такая вот инициация состоялась. Такая сила кормильца находилась во втором зерне гороха.

Как тут не вспомнить, чешскую редакцию сказки о Золушке: «Три орешка для Золушки» - там свои чудесные платья Золушка находила в орешках. А здесь, дурак, свою мужскую силу и возможности, находит в горошинах. Ну, это естественно, это мужское семя.

Итак, скатерть, связана с мужской силой питающей – быть кормильцем на всех уровнях. И эта сила активировалась. И опять-таки, он снова приходит домой и своей наставнице говорит, что «эта сила во мне открылась, активна. Вот, пожалуйста, посмотри». И опять-таки, он матери наказывает: «не говори этой скатерти:«Развернись!» - а говори: «Свернись!» То есть, он дает понять, что: «я не буду твоим мужем, я эту силу в себе генерирую, все эти способности быть кормильцем я генерирую, развиваю, храню, для своей жены». Ну, понятно, что женщина поступает наоборот, и здесь, это предупреждение дублируется о женской психологии, о парадоксальности принятия женщиной решения.

И наконец, третья горошина должна быть активирована. И снова, дурак ловит журавля, и Бог его через журавля благословляет, активирует третью горошину. А что же, в третьей горошине? В третьей горошине, сила рожка. Что же это за компетенция жениха - рожок? Кто-то скажет: «рожок, это прежде всего, фаллический символ, соответственно, это сила чадородия, сила семени». Но, из этого рожка, вылетают два молодца с дубинами, и начинают дурака утюжить. Видите, как интересно. Напомню, что в самом начале: «дурак подкрался и поймал журавля. - О! - говорит. - Я тебя убью!». А вот в третий раз, когда журавль активирует последнюю третью мужскую силу – его (дурака) бьют. То есть, символизм таких увечий, потенциальных увечий, реальных увечий. И мы с вами говорили, что здесь имеет место принцип парадоксального шифрования, то есть, эти молодцы, они, конечно, целью своей не имеют покалечить нашего дурака. Какую же они имеют цель?

Вообще, когда мы встречаем в сказках этот мотив: «побивания дубиной» - мы это мотив встречали и в сказке «про Емелю дурака» (там он и народ подавил, и дубиной побил), что это такое? – это символ выколачивания старых убеждений, заблуждений, то, что называется – выколачивание инерционной пыли. Для того, чтобы человек приобрел новое качество, он должен себя очень хорошо проанализировать. То есть, «разделить на части», поколотить. Фактически, «выколачивание дубиной», символизирует процесс такого очень серьезного, самонаправленного самоанализа, процесс отказа от инерционных старых программ, которые обнуляются за счет такого вот, поколачивания дубинкой. И символизм такого поколачивания дубинами, на самом деле остался в одном из ритуалов, который дошел до наших дней.

Друзья, мои, я сейчас расскажу об этом ритуале, и вы сразу же все поймете, или наоборот, скажете: «ну нет, тут что-то не вяжется». Но поверьте, друзья мои, эти два молодца с дубинами, которые начали утюжить дурака – это ритуал, действительно выколачивания дури, выколачивания старых убеждений, и такой можно сказать, массаж для всего естества человека. И этот ритуал поколачивания дубинами, то есть, прощания со старым качеством, у нас еще сохранился в парной - когда человека хлестают вениками, по определенной технологии, это фактически, то же самое: «поколачивание дубинами». И не случайно, когда к Бабе Яге, добрый молодец приходит, он говорит «накорми, напои,в бане попарь, спать уложи». То есть, поколачивание дубинами – это своего рода, такая парная. И соответственно, символизм здесь, какой открывается? – очищение. То есть, его очистили от старых программ, заблуждений, каких-то нежизнеспособных планов, нежизнеспособных амбиций, которые могут его увести совершенно в другую сторону, и сделать уязвимым для различных соблазнов. Здесь очень многогранный символизм, который, если взять ритуальную часть еще сохранился в бане, в нашей русской парной. 

И «отутюжили они нашего дурака», пока он не сказал «в рожок». То есть, он, опять-таки обращаю ваше внимание на умеренность в данном случае, и в самоанализе, и в процессе очищения. Поколачивание дубинами, также можно связать и с символизмом покаяния, потому что, одно дело, поколотить себя веником, и взбодрить свое физическое тело  перезагрузить физические программы, другое дело дубинами поколотить свое эмоциональное тело, чтобы оттуда выбить свою эмоциональную дурь – токсины страха, обид, раздражения, гнева, вины, ложного стыда. С третьей стороны, поколотить дубиной свои мысли, и какую-то грязную мыслемешалку оттуда просто выбить. И с четвертой стороны, поколотить этими волшебными дубинами свою душу, и изгнать оттуда примеси страстей, и стать в этом отношении, чистым. Благодаря такому поколачиванию дубинами, укрепляется мужской дух.

Но и женский дух тоже укрепляется с помощью такого рода процедур. Сказка об этом свидетельствует, потому что весь этот ритуал поколачивания дубинами проходит и мать. И опять, обращаю внимание на умеренность – обязательно, эти двое с дубинами, должны вернуться в рожок.

Итак, дорогие друзья, что мы с вами имеем? – наш герой, нашел три гороховых зерна. Три гороховых зерна, как мы потом увидели – это три компетенции жениха, которые необходимы, для того, чтобы стать достойным мужем, для того, чтобы строить отношения с женщиной. Что же это за три зерна? – они воплощаются в коня, скатерть и рожок. Что же это за три компетенции жениха? - конь связан со способностью, быть добытчиком, и причем, при этом не зариться, не соблазняться на злато, а брать в меру. Скатерть, символизирует компетенцию жениха, как кормильца, способность напитать свою женщину, свою семью, своих детей на всех уровнях, причем, зная меру, как в первом, так и втором. 

Рожок символизирует и способность очищаться, и умудряться, и себя вовремя защитить и нужными людьми себя окружить, проверяя их. То есть, в этом рожке, заключена просто совершенно невероятная сила. И можно сказать, что эта компетенция жениха – быть защитником. Защитником не только от внешних агрессоров, но и от внутренних. Быть и защитником, и чистильщиком, что тоже невероятно важно, потому что всегда накапливается в любой семье, определенный объем инерционной пыли, которую нужно выколачивать, поэтому, за рожком стоит способность не только быть защитником, но и быть чистильщиком. Но опять-таки, будем помнить, что все хорошо в меру. 

И вот, символ управления этими своими мужскими способностями, этими своими мужскими компетенциями жениха, является эта формула – когда он включает эту способность, и выключает. Включает и выключает – то есть, он ей управляет. То есть, журавль, он не просто активирует определенную мужскую силу, необходимую в Союзе с женщиной, но еще и учит нашего дурака ею управлять. Это дает нам основание понимать эту сказку, как сказку о мужском взрослении, о мужании.

Наконец, последний эпизод сказки, он связан, собственно, с экзаменом. Инициация сама, процесс инициации, описан как раз в этом финальном эпизоде, когда дурак задумал задать пир, и созывает господ и бояр. То есть, практически, он предстает перед советом старейшин, доказывает, что он может быть кормильцем, доказывает, что он может быть добытчиком, доказывает, что может быть защитником и чистильщиком пространства, потому что нельзя все сваливать только на женщину, говорить, что раз она хранительница домашнего очага – пусть все чистит и прибирает. Нет, обязательно и мужчина должен очищать пространство на всех уровнях по своему, с помощью своего рожка.

И вот, он сдает экзамен – показывает, как работают его мужские силы, которые дал ему Бог, и которые он сам взрастил, получив божье благословление. Давайте вспомним этот эпизод – собственно, это и есть экзамен, это и есть посвящение, это и есть инициация.

«Вот дурак задумал задать пир и созывает господ и бояр. Только они собрались и поселись, дурак и приводит в избу коня и говорит: - Стой, добрый конь! 

Конь рассыпался в серебро. Гости удивились и начали грабить себе деньги да прятать по карманам.

Дурак сказал: «Но!» - и конь опять явился, только без хвоста.

 Видит дурак, что время гостей потчевать, вынул скатерть и сказал: - Развернись! Вдруг развернулась скатерть, и на ней всяких закусок и напитков наставлено великое множество. Гости начали пить, гулять и веселиться. 

Как все удовольствовались, дурак сказал: - Свернись! И скатерть свернулась.

Гости стали зевать и с насмешкой говорить: - Покажи нам, дурак, еще что-нибудь!

 - Изволь, - сказал дурак, - для вас можно! - и приносит рожок. 

Гости прямо и закричали: - Из рожка! 

Откуда ни взялись два молодца с дубинками, начали колотить их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги, а сами разбежались.

Вот таким, достаточно ироническим образом, эта чудесная сказка описывает процесс самой инициации, самого экзамена, самого посвящения. Конечно же, могут возникнуть вопросы: «интересно, а почему же эти старейшины, если мы их так называем, почему же они начали грабить иницируемого?» - с одной стороны, здесь нужно сказать об ироническом взгляде на социум. Здесь есть определенное предупреждение юноше и мужчине, что люди, какими бы они господами и боярами ни казались – они склонны, прежде всего, блюсти свой интерес. Поэтому – бди, что собственно говоря, в этой сказке и случилось – все же деньги отдали. 

То есть, будь бдительным с людьми, то, что называется, последнее напутствие: будь бдителен с людьми, но прощай их. Прощай. – Не стал сразу же дурак обличать бояр и господ: «вот, что же вы моим серебром разжились», нет, он их простил и накормил. То есть, ты бди, пожалуйста. Знай, что у людей, с которыми ты будешь иметь дело, есть и задние мысли, они пекутся о своем интересе, весьма корыстном. Так что, бди, потому что стянуть твое, могут быть горазды. Бди. Но, не обижайся, не храни обиду в сердце, не таи зла – корми, питай людей. 

Этот разворот в сказке скатерти самобранки перед боярами – символ служения общине, символ служения народу, стране, Родине. Мужчина своим жизненным путем он питает, наполняет, оставляет след не только в сердце своей женщины, своих детей, своей семьи, но и он оставляет след в своей общине, в своем Роде, в своем народе. И здесь этот символизм тоже присутствует. 

Ну и наконец, побивание дубинкой этих господ – это символ, конечно же, перезагрузки и общественного сознания. С одной стороны, общество должно принять нового мужчину, нового воина, нового кормильца, нового добытчика, того, кто будет влиять на общину, того, который будет влиять на жизнь на земле, в этой стране - а для этого тоже, определенная перезагрузка должна произойти, поэтому, как тут обойтись без побивания дубиной. Но и, конечно же, здесь нужно отметить такую особую надежду, которая в этой сказке, тоже, безусловно зашифрована – то, что есть потенциал для перезагрузки общественного сознания, освобождения от тех шор, от тех шаблонов мышления, которыми общественное сознание весьма обременено.

Нужно прокомментировать еще одну фразу, связанную с дубинками: «откуда ни взялись два молодца с дубинками, начали колотить их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги, а сами разбежались». – Здесь нужно конечно принять такое предупреждение юноше: «ты не бойся, пожалуйста, того, что ты можешь остаться один. И если ты выводишь вора, нечестного человека на «чистую воду» - не бойся этого». Потому что некоторые мальчики (да и девочки тоже) терпят какую-то несправедливость, терпят, что их используют, чтобы не потерять положение, чтобы не остаться одному. И здесь есть такое зашифрованное напутствие и предостережение, и утешение, и поддержка – не бойся остаться один, не бойся выводить нечестных на чистую воду, не бойся воздавать по заслугам, но без мести, безусловно, потому что месть, она очень опасна. Здесь нет никакой мести, здесь есть именно  использование своих мужских активов. 

Не надо бояться оставаться одному, потому что ты самодостаточен. И вот, последняя фраза, чем сказка заканчивается: «а дурак с матерью, конем, скатертью и рожком стал жить, да поживать, да больше добра наживать». Здесь самое главное – не прочитать сказку так вот поверхностно и дословно. – Ни в коем случае, не идет речь о маменькином сынке, который прожил всю жизнь с матерью, как некоторые могут сказать, и даже уже слышу голоса некоторых своих коллег, что сказка «о симбиотической связи с матерью» - нет, конечно. 

Если мы читаем сказки именно по неписанному, то есть, что там зашифровано, то, безусловно, в этой финальной фраз, мы находим шифр самодостаточности, самодостаточной семьи. И здесь уже мать превращается в женщину, в женский принцип. Речь идет о том, что пройдя испытания, юноша получил право жениться, он женился, и те его силы мужские, которые направлены именно на женщину, на семью, и олицетворяются конем, скатертью, рожком, они сделали этот Союз мужчины и женщины полностью самодостаточным. И то, что там бояре и господа разбежались – никоим образом никакого вреда главному герою не принесло.

Вот, дорогие друзья, такая удивительная мужская сказка, которая символически, через такой очень интересный сюжет, который несет и иронию, и невероятное добродушие, и невероятный сакральный смысл – этот сюжет рассказывает о превращении мальчика в мужчину. Три гороховых зерна превращаются в важнейшие мужские способности, таланты. Конь, скатерть, рожок – эти таланты направлены на семью, на продолжение Рода, на Союз с женщиной. 

Конь символизирует способность быть добытчиком на всех уровнях, причем, добытчиком умеренным, добытчиком не жадным, не стяжателем, защищенным от соблазна золотого тельца. Скатерть символизирует способность быть кормильцем на всех уровнях от жизненного витального, физиологического до душевного, духовного. И рожок, символизирует способность быть и защитником, и чистильщиком. И самодостаточность мужчины, как старшего в Роду, как большака (как на русском севере говорили) – эта самодостаточность обладателя этими чудесными талантами.

Дорогие друзья, надеюсь, что теперь эта сказка для многих мам, которые растят сыновей, станет надежным подспорьем. Для многих психологов, сказкотерапевтов, которые работают с мальчиками, с юношами, тоже станет интересной площадкой, интересным инструментом, для того, чтобы поговорить о мужской силе, и для того, чтобы начать разговор об отношениях с девочкой. И если будет у вас такая возможность поговорить с юношей о любви, о том, как строятся отношения между мужчиной и женщиной – прочитайте ему эту сказку. Интересно, что он скажет, потом раскройте ему эти шифры, скажите, что на самом деле, эта сказка о том как строить отношения с женщиной, о том, какие силы в себе взращивать, для того, чтобы быть желанным для своей возлюбленной.

Друзья мои, желаю вам доброго дня, следующего и последующих, будьте здоровы, радостны и счастливы.