Русская сказка "Емеля-дурак"

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

 

Разговор о сказке про Емелю – «Емеля-дурак»

Из сборника «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева». Издательство «Речь», Санкт-Петербург-Москва, 2017., Художник Татьяна Маврина

Анализ сказки «Емеля-дурак» построчно и по абзацам. 

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Дорогие друзья, продолжаем наш разговор о народных русских сказках. Для нашего проекта «О чем говорят сказки», для старта этого проекта, я взяла сборник народных русских сказок, который вышел в этом году, в издательстве «Речь», очень красиво оформленная книга, с рисунками, иллюстрациями Татьяны Мавриной. И уже две сказки, самые первые, я постаралась прочитать и прокомментировать. Но вот мне хотелось бы сейчас, «перепрыгнуть» через несколько страничек, для того, чтобы остановиться на сказке, которая, надо сказать, является просто камнем преткновения у многих наших коллег, у психологов. Достаточно ревнивые, бывает, трактовки эта сказка получает, поэтому, очень хотелось бы, чтобы в тройку тех сказок, которые мы с вами разбираем – вошла эта сказка. 

Сказка «Про Емелю», конечно, именно о ней я веду речь. Конечно, хотелось бы взять тот вариант, который был предложен Афанасьевым, в его сборнике, который вошел в этот сборник русских народных сказок. Хотя, я сама делала редакцию этой сказки, потому что, сказка имеет определенные повреждения, искажения смысловые. Но, друзья мои, сегодня, давайте поработаем с тем вариантом, который есть в книге. И поскольку, я уверена, что все прекрасно знают эту сказку, и не нужно ее будет читать (как я сделала в первых двух случаях), я позволю себе читать по абзацам, и комментировать прямо по абзацам. Почему? – потому что, наверное, будет нам с вами полезно, в каждом абзаце восстановить какую-то важную истину.

Могу сказать, что даже само название сказки: «Емеля-дурак», уже нас адресует к этому удивительному русскому феномену – феномену «дурака». Ну, у нас больше распространен Иван-дурак, больше на слуху. Но есть еще и Емельян-дурак. Это имя вошло в сказочную культуру после определенных исторических событий (но это отдельный разговор, который касается наверное, больше альтернативной русской истории, нежели, чем к сказковедению). В любом случае, само название сказки, не «По щучьему велению», а именно, «Емеля-дурак», адресует нас к этому сокровенному феномену «русского дурака». Кто такой «русский дурак», почему это сокровенный русский феномен? Русский дурак – это персонаж, который живет в сердце. 

Если среди вас есть поклонники Федора Михайловича Достоевского, то вы знаете, что такой, может быть, самый содержательный свой роман «Братья Карамазовы», фактически, Достоевский построил по древней русской сказке, где есть отец и три сына, три брата. И младший, Алеша Карамазов, он как раз «дурак». То есть дурак, согласно русской концепции, такому русскому цивилизационному коду, если так можно сказать (а я уверена, что именно так и нужно говорить), дурак – это тот, кто живет сердцем. Дурак, это тот, кто имеет чистоесердце. И когда мы в русском варианте, в русской сказке, видим прозвище «дурак» - это нас сразу же приводит к этому удивительному русскому, сакральному феномену – жизнь открытым сердцем. Иван Ильин использовал еще очень красивое понятие – «поющее сердце». Это тоже связано с этим сакральным русским феноменом – жить открытым сердцем, феноменом «дурака».

Другими словами, само название «Емеля-дурак», сразу же подключает нас к сердечной жизни. То есть, все, о чем будет говорить эта сказка, касается больше жизни сердца. Больше касается жизни нашего сокровенного, божественного, изначального существа. Все, о чем будет говорить эта сказка, не относится к социальным аспектам. Даже, можно говорить, что не относится происходящее в сказке, так напрямую, к отношениям в семье. То есть, перед нами, как только мы видим в названии, слово «дурак» - это означает, что будет разворачиваться какая-то внутренняя сокровенная мистерия. Но давайте попробуем к ней прикоснуться, с пониманием того, что сказка является не совсем полной, есть определенные искажения в ней, ну, кое-где, мы постараемся с вами подправить эти моменты. Но суть сказки, ее архитипическую древнюю суть – исказить невозможно.

Итак, я буду читать по кусочкам, и буду стараться дать определенное толкование тому, что рассказывает сказка. Мы стартуем (напомню) с того, что сказка называется «Емеля-дурак», а это значит, что в этой сказке мы будем наблюдать жизнь сердца.

Русская народная сказка «Емеля-дурак»:

Жили три брата, два-то умных, а третий дурак; умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку: «Ну смотри, дурак, слушай наших жен и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную». Дурак сказал им: «Ладно, буду почитать». 

Давайте с вами остановимся – что здесь происходит? Итак, «жили три брата, два-то умных, а третий дурак» - это очень распространенный зачин наших русских сказок, вообще, славянских сказок. Кто такие первые два брата, которые «умные»? Здесь, конечно же, есть множество версий. С одной стороны, один брат символизирует Разум, другой брат, может символизировать Интелект. 

Один брат может символизировать интеллектуальное начало, другой брат, может символизировать эмоциональный интеллект. Но в любом случае, и первый брат, и второй, символизируют более социализированные аспекты, более поверхностные аспекты человеческого существа. 

А вот третий, дурак – мы уже с вами говорили, что это и сердце, сердечный Разум, Сакральное Я, нечто сокровенное, божественное. И в таком противопоставлении, сразу же сказка, открывает интересный шифр, что в земной жизни, настоящее, сокровенное, будет подвергаться насмешкам, будет вытесняться, будет называться чем-то несерьезным. Но, наверное, с этим сложно не согласиться – это предупреждение, оно постоянно работает в нашей практике, и я, как сказкотерапевт, очень часто с этим сталкиваюсь. Все, что касается каких-то сокровенных вещей, очень часто воспринимается, как нечто, не имеющее к жизни никакого отношения: какая-то фантазия, какая-то греза, хотя на самом деле – это подлинная жизнь. Так вот, в земной жизни, где будет доминировать социальное, где будет доминировать логическое, где будет доминировать интеллектуальное – эти два начал: старших братьев, умный и разумный (скажем так), они могут строить свою социальную стратегию, видите, они же поезжают«в нижние города товаров закупать

Что же такое, друзья мои, «нижние города»? Понятно, что здесь идет речь и о торговле, и может быть даже, о великом шелковом пути, но опять-таки, в этом анализе, я сегодня не хотела бы брать исторический аспект, хотя есть вопрос, про какого Емелю идет речь. Поскольку, вы меня спрашиваете, то я вам скажу – про Емельяна Пугачева. Таким образом, именовали эту историческую личность, о котором очень много мифов, даже Александр Сергеевич Пушкин, который имел доступ к архивам, он не смог раскопать. То, что он сумел «накопать» в этой исторической коллизии, он описал в «Капитанской дочке», но опять-таки, сделав ремарки, что полностью тайна этого человека не открыта. Но была задача, официальная задача – дискредитировать имя Емельяна, и так появляется в русском фольклоре, Емеля-дурак, в расчете на то, что люди будут поверхностно судить об этой истории, и конечно же будут воспринимать, именно таким малахольным дурачком историческую личность, которую нужно было дискредитировать. Ну, о Емельяне Пугачеве, можно говорить много, и вся эта информация достаточно противоречива, поэтому, я вернусь к сказке.

Итак, разумное начало, социальное начало – это первые два брата, они говорят внутреннему сокровенному сердечному началу: «слушай наших жен и почитай так, как родных матерей». Вообще, друзья мои, сама формулировка, она весьма странная, правда, ведь? Ведь у человека может быть только одна родная мать, хотя говорят, что «не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила». Что же тогда получается – и как родную, и как приемную мать, должен почитать Емеля своих невесток? – То есть, само по себе это приказание: «слушай наших жен и почитай так, как родных матерей» - оно абсурдно. Видите, разумное, социальное начало, предлагает божественному, настоящему почитать нечто несовершенное, нечто неистинное. И дурак, говорит им: «Ладно, буду почитать».

То есть сказка говорит, что так, или иначе, в земной жизни душа человека, его сокровенная, его сокровенное естество, сердечное естество все равно, будет идти на компромисс с теми земными законами, с теми социальными законами, с законами логики, которые доминируют в земной социальной жизни. И какими бы парадоксальными, странными, противоречивыми, противоестественными не были бы эти приказания, все равно, наше сокровенное будет ихпочитать, будет их принимать. Даже в этом маленьком, стартовом кусочке, совершенно потрясающий шифр закладывает сказка: наша душа, наше сокровенное естество уже готово к компромиссу. 

Но мы с вами знаем, что вообще существа более высокоорганизованные – более мудрые, более сердечные, теплые, более наполненные любовью, компромиссны, и естественно, чем ниже на эволюционной лестнице стоит уровень сознания определенного живого существа, тем сложнее он идет на компромиссы. То есть, идет на компромисс тот, кто более наполнен любовью. Соответственно, это и шифруется в сказке. Дурак, больше наполнен любовью, принятием, смирением. То есть, что такое смирение? – Быть с миром, быть с Мирозданием, быть с Богом, быть в мире с собой и другими. И это наше начало глубинное – оно с миром.

Идем дальше: «Они (братья) отдали дураку приказание, а сами поехали в нижние города; а дурак лег на печь и лежит». Совершенно удивительный шифр. Очень часто наши коллеги и вообще, очень многие люди смеются над Емелей: «какой он лентяй». Смотрите, друзья мои, а если это сердечное начало, если наш Емеля-дурак – это определенный аспект нашего духовного существа – что ему делать в земном социальном мире? Когда он испытывает приказание, давление интеллектуального начала, социального начала, каких-то правил, которые не всегда построены на принципах любви – что ему делать? – Находиться в бездействии: «лечь на печь и лежать». 

Но здесь еще важен символизм печи, дорогие друзья! Ведь печь – это то, что греет. Печь – это источник энергии. Печь – это источник тепла, ценностей дома, подлинных ценностей. И получается, что эта фраза, расшифровывает совершенно удивительную рекомендацию, которую дает сказка –«дурак лег на печь и лежит». То есть, душа, сокровенное естество человека соединилось с резервуаром ценностей и «лежит», то есть питается. Емельян нашел очень хороший путь, как выйти из этой ловушки социального давления, прагматического давления на свое естество. – Он соединился с ценностным началом, печью Мироздания (так можно сказать), соединился с божественным, с первичным естеством, то есть, вошел в свое изначальное состояние, и «лежит».

Здесь еще нужно сказать не только о таком внутреннем ракурсе анализа. Сейчас я больше взяла внутренний ракурс, который говорит о том, что у человека внутри происходит, какие его внутренние аспекты работают. А сейчас я переключусь на такую типологическую платформу. И давайте представим себе, что Емельян-дурак, Емеля-дурак – это человек в определенном состоянии, в определенном статусе. Статусе внутреннем, профессиональном, духовном. Человек, который много знает, который уже много прошел. Человек в состоянии мастера. И надо сказать, что история именно про Емелю несет этот шифр: как ведет себя человек-мастер, если он оказывается рядом с людьми, которые еще живут очень простыми житейскими хлопотами. Как он живет рядом с ними? – он не включается в их житейские игры, потому что, ему нужно сохранить свое внутренне естество, он достаточно защищен.

И в этом отношении, очень интересен эпизод с невестками. Я продолжу: «Невестки говорят ему: "Что же ты, дурак! Братья велели тебе нас почитать и за это хотели тебе по подарку привезть, а ты на печи лежишь, ничего не работаешь; сходи хоть за водой»». – Видите, как незрелому созданию легко осуждать другого. Откуда, знают невестки, что делает Емеля, в тот момент, когда он лежит на печи? Они этого не знают, но им понравился их новый статус. Им понравились те полномочия, которыми наделили их мужья, и они хотят их использовать. И такая манера поведения, очень часто встречается среди людей. Если только человек, который еще не так много вложил в свое саморазвитие, становится начальником – он немедленно будет использовать открывшийся ему ресурс, а если есть возможность покомандовать высоким профессионалом и хорошим специалистом, то можете себе представить, с каким удовольствием такой персонаж воспользуется этим, как собственно пользуются невестки в сказке «Про Емелю». 

Видите, такие простейшие, даже социальные предупреждения есть в этой истории: «если ты не будешь нас слушаться, тебе не будет премии, тебе не будет премиальных». А какие, кстати, премиальные пообещали братья Емеле? – Все красное: и«сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную». Красное, значит красивое, яркое. И вообще, судя по этим подаркам, хотели Емелю нарядить в скомороха, потому что, не так было принято носить красную одежду каждый день, либо, это праздничная одежда. Но когда весь комплект красный, то, либо это суть насмешки, либо это суть признания посвященности, другого эволюционного статуса их брата. Но получается, братья признают новый эволюционный статус, другой эволюционный статус, более высокий эволюционный статус своего брата, только, если он будет их слушаться. Опять-таки, здесь смысловая нестыковка. И сказка с иронией нам об этом сообщает – то есть, оказывается, нужно еще заслужить расположение Ума, а заслужить можно послушанием, и даже, может быть, потаканием.

Надо сказать, что дурак дал слово, что он «будет почитать». Вот это очень интересно – существо более высокого порядка служит существам более низшего эволюционного уровня. Кстати, такую же ситуацию мы наблюдаем в женском аналоге этого сюжета, это «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», то есть, носительница более высокого эволюционного сознания, служит существам с более низким эволюционным уровнем. Это совершенно нормально для земной жизни, и сказка, как будто вкладывает в нас эти важные настройки смирения, понимания той реальности, в которой мы живем. Что толку спорить с этими существами – сохраняй себя, но поскольку ты пока в их власти, поскольку ты пока зависишь от них, пожалуйста, делай то, что они от тебя просят.

«Дурак взял ведра и пошел за водой; зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро» - вот, тоже интересный момент: с одной стороны, Емеля не вступает в пререкания с невестками, а другой стороны, может быть, он знает, что время и его пришло идти за водой. Потому что, как же так, с первого раза, и сразу же он вылавливает волшебную щуку! Ясно совершенно, что происходит какой-то удивительный такой эффект, который именуется «эффектом синхронизации»: множество событий, множество окон возможностей прорабатываются, и происходит важная встреча – Емеля встречается со Щукой.

«Дурак и говорит: «Слава богу! Теперь я наварю хоть этой щуки, сам наемся, а невесткам не дам; я на них сердит!»» - Вот, это очень интересное высказывание. Смотрите, как Емеля реагирует на эту встречу: он делает вид, что он Щуку не узнает, он делает вид, что Щука в проруби – это совершенно обычное явление, хотя, если взять такой чисто физический, природный уровень – очень сложно поймать щуку в проруби. Щуку, вообще, сложно поймать, а тут еще и подледный лов предполагается. Ясно совершенно, что Емеля знал об этой встрече, и ясно совершенно, что он понимает, кто перед ним, что это за щука. Но тем не менее, он делает вид, что не понимает, и говорит так, как будто, он обычный человек, который мыслит абсолютно житейскими, земными нуждами:«сам наемся, щучьей ухой, а невесткам не дам, я хочу их наказать». То есть, определенный протест у него проявляется – абсолютно земной, абсолютно житейский. Но, заметьте, что начинает Емеля-дурак свое заявление, именно с воздания Славы Богу.

«Говорит ему щука человеческим голосом: «Не ешь, дурак, меня; пусти опять в воду, счастлив будешь!» Дурак спрашивает: «Какое ж от тебя счастье?» - «А вот какое счастье: что скажешь, то и будет! Вот скажи: по щучьему веленью, по моему прошенью ступайте, ведра, сами домой и поставьтесь на место». Как только дурак сказал это, ведра тотчас пошли сами домой и поставились на место».

Вот, очень интересный эпизод диалога со Щукой. Она просит его, как и полагается, отпустить. Мы с вами знаем, что в сказках довольно часто происходят такие встречи, когда герой может либо убить некое живое существо, которое пригодно в пищу, но не делает этого, либо, спасает из неволи, из плена, из трудных обстоятельств некое живое существо, и потом, оно ему верно служит. Но этот эпизод, когда можно съесть, а он не ест, и потом открывается благодаря этому счастье – встречается довольно часто. 

Какой же шифр есть в этом эпизоде? Не только в данном, конкретном случае по поводу щуки – тут можно вспомнить сказку о «Золотой рыбке», тут можно вспомнить и множество других историй, где герой не убивает ни зайца, ни утку, ни волка, ни медведя, ни оленя, хотя, мог бы убить и съесть. Именно то живое существо, которому сохранена жизнь, которое могло бы стать пищей, но не стало – становится лучшим помощником героя. 

В чем же здесь шифр сказки? конечно же, на поверхности лежит простейший шифр: «не ешь живых существ. Питайся растениями». Ну, сейчас, много поклонником именно такого подхода – и сыроедение, и вегетарианство. Безусловно, плотская плотная пища, влияет на наше самочувствие, и самое главное – на состояние наших мыслей. И когда герои отказываются от мяса – они приобретают совершенно другие способности. И в этом тоже, абсолютно физиологическая рекомендация сказки.

Другой аспект – безусловно, происходит определенная сделка. В данном случае, Емельян сохраняет жизнь щуке, и щука одаряет его всем тем, что он пожелает. Но кто же тогда, эта щука? – Может быть, это те окна возможностей, которые в Мироздании – не надо их закрывать. То есть, есть щуку – означает отказываться от шансов, которые дает судьба. Съесть щуку – означает закрытие тех окон возможностей, которые дает жизнь. Съесть щуку – это означает, отказаться от чего-то важного, поставив на первое место чисто житейские потребности. Естественно, Емеля так не поступает, и становится счастливым обладателем поддержки волшебной щуки. Щука, она символизирует и его мужское начало, более сильное, созидательное. Щука символизирует и помощь мироздания, и совокупность окон возможностей. То есть, у щуки очень многоуровневый символизм. И именно в контакте с щукой (потому что она является именно земнымпроводником благ), случаются чудеса. И этот удивительный контакт с щукой, собственно и является таким волшебным актом, который в древности, назывался Правью. Править – править жизнь. Емеля, он вызрел до того эволюционного качества, когда он может править жизнь.

Мы с вами знаем, что Правь, имеет как минимум, два значения (хотя, значительно больше их) – Правь как горний мир, мир божественный, мир высокий, высоких идей, высоких частот, а также, Правь, как процесс. Процесс управления миром Яви, то есть, земным планом, посредством идей и возможностей тонкого мира, мира Нави. И щука, безусловно, представитель мира Нави, который живет на границе между мирами (почти, как Баба Яга), и имеет возможности материализации. Как вы помните, в фильме «Формула любви», граф Калиостро, говорит о материализации чувственных идей. Но, оставим графа Калиостро, хотя эта идея витает в воздухе. Вернемся к Емеле.

Итак, Емеля, получает возможность – он открывает свою способность, или мир ему открывает эту способность, как посвященному. Может быть, здесь есть шифр инициации посвящения – Емеля посвящается, именно становится управителем, правителем, человеком, который способен воздействовать, менять событийный поток в мире явном, посредством инструментов мира Нави. И именно, этим инструментом из мира Нави, является Щука. Тот заговор, те волшебные слова, которые Щука ему предлагает: «по щучьему веленью, по моему прошенью» - здесь, с одной стороны, можно говорить о том, что эта формула, она справедлива. Потому что «по щучьему веленью, по моему прошенью» - здесь речь идет о том, что человек действительно посвященный, мастер, тот, кто может править, управлять, и он просит, обращается к миру Нави. Мир Нави ему отвечает, велит ему. Свое повеление, свою инструментальную часть предлагает. И в этом отношении, такой заговор, такая речевая формула «по щучьему веленью, по моему прошенью», она справедлива.

Но есть и другая речевая формула: «по щучьему веленью, по божьему произволению» - она ближе христианскому сознанию, потому что все, что делает этот человек, именуемый, Емелей-дураком – все происходит по божьему промыслу, все происходит по божьей воле. То есть, дальнейшие события, насколько бы абсурдными, они бы не были – есть в них божий промысел. Это один аспект. И другой аспект: дальнейшие события, насколько бы абсурдны, они бы не были – является актом исправления, управления земного мира, посредством инструментов мира тонкого, мира Нави.

Итак, «по щучьему веленью, по моему прошенью» - я хочу еще раз обратить ваше внимание, потому что есть искаженный вариант, даже этой формулы: ««по щучьему веленью, по моему хотению». Вот, если уже брать волю человека, но человека мастера, человека способного править, управлять, то уж не по «хотению», а по «прошению». Потому что мастер, он просит. Он просит помощи Мироздания, просит помощи природы. А что значит, просить? - Входить в резонанс, сотрудничать с миром. Поэтому не «по щучьему веленью, по моему хотению», а «по щучьему веленью, по моему прошенью», или«по щучьему веленью, по божьему произволению». Здесь, в формулах, очень важно понимать точный смысл.

Итак, ведра пришли домой и«поставились на место». «Невестки глядят и дивуются. «Что он за дурак! - говорят. - Вишь какой хитрый, что у него ведра сами домой пришли и поставились на свое место». – Видите, какой интересный момент: происходит пробуждение сознания у невесток. Если говорить о том, что невестки символизируют определенные незрелые аспекты, может быть даже интуитивные, инстинктивные, подчиненные разуму, подчиненные чему-то социальному – эти аспекты просыпаются, благодаря этому волшебному акту, который уже состоялся. По воле мастера, по божьей воле, произошло чудо. И это чудо, пробуждает незрелые аспекты внутреннего естества.

Ну, друзья мои, и в социальном мире, люди тоже требуют чудес: «чтобы мы тебе поверили – яви нам чудо». Емеля, в данном случае, по божьему промыслу, при помощи щуки, являет невесткам чудо, и в них пробуждается нечто здравомыслящее, и пробуждается уважение, во всяком случае, интерес, к Емеле.

Идем дальше:«Дурак пришел и лег на печку; невестки стали опять говорить ему: «Что ж ты, дурак, улегся на печку! Дров нет, ступай за дровами»».  – То есть, видите, незрелому сознанию, одного чуда маловато. А дурак не стал спорить. Чего спорить? – лучше, еще раз управить эту ситуацию. Я обращаю ваше внимание, что Емеля-дурак, он не подчиняется невесткам, он управляетэтой ситуацией, потому что у него, как у мастера, есть идея пробуждать сознание у тех незрелых аспектов внутреннего существа, или не очень зрелых людей. И он управляет этой ситуацией посредством чуда.

«Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг. «По щучьему, - говорит, - веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес!»

Видите, поскольку, инициация мастера уже состоялась, Емеля начинает пользовать свои новые возможности - он не запрягает даже лошадей. С одной стороны, ему нужно определенное чудо явить невесткам, но с другой стороны – у него есть задача активно использовать свои новые способности, новые возможности, свой новый статус. Если он не будет этим пользоваться, то он попадает под власть сил инерции.

«Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их. Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавал народу, что ужас! Тут все закричали: «Держи его! Лови его!» - однако не поймали».

Вот этот эпизод, тоже, очень часто становится объектом критики многих наших коллег и многих людей, которые просто интересуются сказками. Что же делает Емеля? Зачем он давит народ? Что он – показывает свою силу? Что он – показывает свою власть? Но если мы договорились, что это сердечный аспект, божественный аспект, наполненный любовью, или что это мастер, такой человек со зрелым разумом и добрым сердцем – как он может давить народ? И«все закричали: «Держи его! Лови его!» - однако не поймали». Что же здесь, на самом деле произошло? Что зашифровано в сказке? Ведь интересно, что сани, могли сразу же поехать в лес по дрова. Если бы Емеля-дурак, только исполнял волю невесток, возможно, так бы оно и было, но у него есть совершенно конкретный замысел – он едет в город. То есть, он становится возмутителем спокойствия.

Что значит: «многих людей подавил, придавил много народу»? – это означает, что он их потряс. То есть, он сделал некое действие, которое выбило почву из-под ног, выбило старые установки, выбило стереотипы у многих людей. Он им показал, что так, как они живут, можно жить по другому. Или, может быть, он им открыл какое-то несовершенство, открыл им какую-то ошибку. Словом, их заблуждения, которые они искренне считают убеждениями, он «придавил», а поймать его было невозможно. 

Что значит, «поймать его было невозможно»? – это значит, что он был настолько убедителен, что невозможно было с ним спорить. Он побеждал в любых спорах. То есть, знание, которое нес Емеля, оно пробуждало людей, но придавливало их стереотипы, разрушало шаблоны их мышления, восприятия жизни. Хотели люди (поскольку силы инерции сильны) вернуть эти шаблоны, вернуть эти стереотипы, объявить, может быть невменяемым, или преступником, Емелю, но «поймать не могли». То есть, Емеля оказался прав. Прав, уже для определенного количества людей, которых он придавил без лошади. Здесь такой шифр, можно сказать, что это своего рода проповедь или речь идет об открытии правды, которую человек понимает всем своим существом, или понимает своим сердцем, и понимает, что раньше он очень сильно заблуждался. Вот эти заблуждения оказываются придавлены.

Идем дальше: «Дурак въехал в лес, вышел из саней, сел на колодину (это толстый ствол упавшего дерева)и сказал: «Один топор руби с корня, другой - дрова коли!» 

Вот, он начинает рубить лес. Он дает приказ:«руби с корня», то есть, речь идет о вырубке каких-то идей, каких-то заблуждений. И если говорить о том, что это все происходит у нас внутри, то, безусловно, эта рубка с корнем, и превращение в дрова, то есть в то, что можно потом использовать для отопления – это означает, (здесь в сказке зашифрован) процесс преобразования каких-то старых убеждений, заблуждений, шаблонов, отношения к жизни. Все старое, должно быть вырублено, и не просто вырублено и брошено, а вырублено и утилизировано. То есть, любой опыт, даже если это опыт ошибок, он же являлся частью жизни, значит, его обязательно нужно преобразовать. И эти старые убеждения, и эти, может быть, старые воспоминания, некий опыт, Емеля преобразует в этом символическом действии: «один топор рубит с корня, а другой колет дрова». 

То есть речь идет не о том, чтобы выжечь каленым железом, какие-то заблуждения, какие-то может быть непростые ситуации в жизни, если уже переносить на нашу человеческую жизнь. А речь идет о том, чтобы перебрать свой опыт, то, что уже не будет работать на будущее, на эволюционное развитие – рубить с корня, но превращать в дрова. То есть, обязательно преобразовывать. Не отказываться, не обесценивать свой опыт – это очень важная рекомендация для нас, как людей склонных к самоанализу. Нельзя ничего прожитое обесценивать, даже если это были ошибки и заблуждения. Все нужно преобразовывать, использовать, превращать в пользу.

«Вот дрова нарубились и наклались в сани. Дурак говорит: «Ну, один топор, теперь поди и сруби мне кукову (кукова – это палка или дубина, у которой один конец загнут или закруглен, наподобие шара), чтоб было чем носило поднять». Топор пошел и срубил ему кукову; кукова пришла, на воз легла. Дурак сел и поехал; едет мимо города, а в городе народ собрался, давно его караулит. Тут дурака поймали, начали одерживать да пощипывать; дурак и говорит: «По щучьему веленью, по моему прошенью ступай, кукова, похлопочи-ка!» 

Опять-таки, многие говорят: «насилие применяет Емеля, как же так?» А смотрите, насколько он предусмотрителен. Он знает, что люди будут его ждать, потому что он потрясих, он сломал определенную их концепцию жизни, и они обязательно, захотят ее себе вернуть. А для этого, нужно егоунизить, егоизбить, для того, чтобы обесценить те идеи, те мысли, которые он несет. Но у него есть волшебная дубинка, волшебная кукова, которая ставит на свои места.

«Вскочила кукова и пошла ломать, колотить и прибила народу многое множество; люди, словно снопы, так наземь и сыплются! Отделался от них дурак и приехал домой, дрова сложил, а сам на печь сел». – Конечно, с одной стороны, можно говорить опять-таки, что происходит внутри человека, в этом эпизоде. Что происходит в социальных отношениях, если говорить об отношениях с социумом, ну, и что происходит в духовном плане – давайте посмотрим.

Если говорить о внутреннем мире человека, то, безусловно, это битва с определенными социальными предрассудками, определенными долженствованиями, определенными заблуждениями. Может быть, здесь есть и чувство ложной вины, и осуждение и самоосуждение, и тщеславие, и множество такого, что мешает жить, но то, что мы нарабатываем в социуме, и все эти тяжелые аспекты внутреннего существа, которые мешают жизни сердца, собственно и колошматила эта дубинка, эта кукова. 

Если говорить об отношениях человека и общества, то мы можем увидеть проповедника, который несет Слово божье, который несет новую свежую мысль, и его естественно, хотят убить, потому что, он возмутитель спокойствия, и ему нужно очень хорошо себя защитить, как правило, Словом, силой убеждения. И собственно, эта Сила Слова настолько может быть убедительна, если она освящена свыше, что против нее невозможно выдвинуть никаких аргументов, и об этом тоже говорит сказка.

Ну, и наконец, духовные аспекты, безусловно, здесь присутствуют. Народ, толпа, нечто социальное, инстинктивное, суетливое – все это побивается, для того, чтобы возвысился дух. 

А сам Емеля, опять-таки, возвращается домой, складывает опыт (дрова), то есть то, чем можно топить печь, и на нее же и ложится. То есть, получается, что дрова - это те ценности, которыми он будет напитывать и печь, напитывать и Мироздание, напитывать и Вселенную. Фактически, Емеля сделал такой сокровенный акт, переработки собственного жизненного опыта, благодаря которому, он сможет сделать вклад и в общее информационное пространство, пространство Мироздания. И укрепить этим и себя, и Мироздание тоже.

Вот горожане стали бить на него челом и донесли королю: «Так-де его не взять, надобно обманом залучить, а всего лучше обещать ему красную рубаху, красный кафтан и красные сапоги». 

Видите как интересно, то есть силой мастера, силой того, кто, уже умеет управлять миром Яви, посредством мира Нави, уже не возьмешь. Но можно«обманом залучить». Вот, это удивительное средство, которому очень сложно противостоять. Обман, самообман, различные ловушки, замаскированные соблазны. То есть, мастера, будут искушать. И сказка об этом говорит, что «ты можешь быть семи пядей во лбу, ты можешь провести очень большую работу над собой, ты даже можешь убедить окружающих в том, что твои идеи имеют право на существование, но, ни соблазнов, ни искушений, ни обмана, ни самообмана, тебе не избежать».

И вот, опять появляются образы красной рубахи, красного кафтана, красных сапог, красных, красивых. Это могут быть шифры и медных труб: действительно, очень многих талантливых, мудрых людей, можно просто купить на медные трубы, потому что, испытание славой пройти очень и очень сложно. Но в любом случае, люди хотят обмертвить сознание героя, они хотят его сделать тщеславным, они хотят выровнять эту разность потенциалов, которая образовалась между ними и Емелей. «Стань таким, как мы, полюби то, что любим мы. А мы любим красное, красивое, а мы любим ярмарку тщеславия, и мы тебе сделаем такие предложения, от которых ты не сможешь отказаться».  - Вот этот шифр есть в сказке, в этом конкретном эпизоде.

«Пришли за дураком королевские гонцы. «Ступай, - говорят, - к королю; он тебе даст красные сапоги, красный кафтан и красную рубаху». – История с красной одежей продолжается.

«Вот дурак и сказал: «По щучьему веленью, по моему прошенью, печка, ступай к королю!» Сам сел на печь, печка и пошла. - Смотрите, он не идет один, хотя мог бы, он не едет в санях, хотя мог бы. Он соединяется со всем, во что он верит, потому что в данном случае, печь символизирует не только родовую, корневую основу, не только источник эмоциональной, сердечной энергии, но печь, безусловно, символизирует систему ценностей главного героя. Он седлает свою систему ценностей, он не отказывается от самого себя, чтобы не быть соблазненным ценностями социальными, житейскими, поэтому, он едет на печке, печка едет сама. Его ценности, ведут его прямо к королю.

«Приехал дурак к королю.Король уж хотел казнить его, да у того короля была дочь, и больно понравился ей дурак; стала она отца просить, чтобы отдал ее за дурака замуж. Отец рассердился, обвенчал их и велел посадить обоих в бочку, бочку засмолить и пустить на воду. Так и сделано».

Но вот это просто совершенно невероятный эпизод сказки, потому что, здесь одно действие, противоречит другому. То есть, с одной стороны, царь рассердился, с другой стороны, тут же обвенчал. С одной стороны, обвенчал, и тут же посадил в бочку, и приказал ее засмолить, и пустить в воду. Где логика? А вот, логики обычной, здесь и не может быть, потому что в этом эпизоде, действует только сакральная логика, сердечная логика, логика подлинная, логика чистая, то есть логика другая, можно сказать, логика сердечного разума. Но в любом случае, это не рациональная логика, потому что рациональной логикой, мы эту последовательность событий, объяснить никак не можем.

Итак, «Король уж хотел казнить его» - то есть совершенно конкретная, нормальная мотивация Разума – «я убью то, что мне мешает жить. Я одержу победу, заточу в темницу то, что возмущает мое спокойствие». 

Приведу вам немного другой пример, я думаю, что все вы либо читали это замечательное произведение, комедию Лопе де Вега «Собака на сене», либо смотрели блестящую экранизацию Яна Фрида, этой комедии, где играют Маргарита Терехова и Михаил Боярский. И может быть, вы помните эпизод, когда Диана открывает свое сердце своей напарнице, своей служанке, и говорит: «я, как любила, так смогу его возненавидеть», то есть, «я из сердца вырву свои чувства». И тогда служанка, напарница, наперстница, ей говорит: «кому дана такая сила, тот небывалый человек». 

Так же и король, он хочет «вырвать» любовь из своего сердца, потому что любовь мешает жить. Король хочет вырвать из своего разума те идеи, ту правду жизни, которая открылась ему, его подданным, потому что это мешает жить. Это абсолютно логично. Все, что человеку мешает жить нормальной земной жизнью, он хочет искоренить, он хочет объявить несуществующим. «Любви нет, потому что ее не может быть, потому что я ее не чувствую, или потому что я испытал боль от любви» - такая логика владеет королем, и сказка говорит, что эта логика совершенно нормальна в мире людей. Все, что мешает жить разумной, логичной, житейской жизнью – будет уничтожаться.

Но, у «того короля была дочь, и больно понравился ей дурак». - Видите, как интересно, дочь, как носительница сердечного, эмоционального, интуитивного, она чувствует, что за дурака надо держаться. И вообще, надо сказать, что русская женщина, она тяготеет к выбору сердцем. Иногда она, конечно же, ошибается, потому что, бывает у женщины  выбор не сердцем осуществляется, а выбор наивностью осуществляется. Иногда это путается, потому что, есть женщины, которые не различают, где наивность, а где сердечный выбор. Сердечный выбор, он всегда прозорлив. И вот, в данном случае, дочь короля символизирует сердечность разума, дальновидность. Она выбирает Емелю, потому что чувствует, кто он есть на самом деле.

«Стала она отца просить, чтобы отдал ее за дурака замуж». - Другими словами, если мы представим себе, что все, что описано в сказке, происходит внутри человеческого существа - появляются некие сердечные, эмоциональные, интуитивные структуры, они просыпаются, они узнают новое эволюционное состояние, сакральное Я, и хотят вступить с ним в Союз, чтобы его усилить. И как бы ни сердился отец (то есть король, который символизирует разумное, и может быть инерционное даже начало), он все равно их венчает. То есть, соединяет, несмотря на силы инерции, которые действуют на наш разум. 

Если уже запущен эволюционный процесс, ему невозможно сопротивляться, поэтому кроль «обвенчал их». Но смотрите,как интересно, дальше он «велел посадить обоих в бочку, бочку засмолить и пустить на воду». А что это такое, друзья мои? – Это же символизм вызревания. Вообще, когда мы встречаем этот эпизод, допустим, в сказке «О царе Салтане» - царицу, с царевичем Гвидоном, сажают в бочку, и бросают в воду, и крепко закрывают, потому что смола не допускает проникновения воды, то есть, защищенной эту бочку делает. Что такое бочка? – это же утроба. Посадить в засмоленную бочку и пустить на воду – это означает, дать возможность вызреть тому, что находится внутри бочки. Если мы допускаем, что происходящее в сказке происходит внутри человека, Разум, несмотря на то, что им владеет инерционная сила, но он все таки допускает усиление этих сердечных, сакральных структур внутри себя, но дает им возможность дозреть, вызреть, чтобы потом их принять. Он чувствует их незрелость, а в чем эта незрелость проявляется - он не понимает. Он не понимает, как он их будет использовать их в жизненной практике, поэтому, они должны дозреть.

Ну, а если говорить о таком опыте Сакрального переживания, то путешествие в бочке, это, безусловно, такой удивительный процесс очищения, очищения, и скрытого роста. И естественно, обвенчанная королевична и Емельян, находясь в бочке, они находятся в очень тесной близости, то есть, здесь еще есть и символизм интимности определенный. Но, остановимся пока на том, что происходит внутри человека. Происходит вызревание эволюционных структур.

Если говорить о взаимоотношениях человека, как мастера и общества – он получает частичную поддержку, немножечко уходит в подполье (так скажем), для того, чтобы вернуться в новом качестве. Но уже поддержку, в человеческом сообществе он нашел, и эта поддержка, не какая-то простая барышня, а дочь короля.

«Долгое время плыла бочка по морю; стала жена дурака просить». – Вот, интересно, как сказано в сказке – стала жена, не мужа просить, а «дурака просить». То есть, королевична, обращается непосредственно к этому сакральному, сокровенному, сердечному, волшебному началу: прояви себя как волшебник, прояви себя, как управитель мира Яви.

«Сделай так, чтобы нас на берег выкинуло». – То есть, пришла пора, королевична это почувствовала. Сердечное начало, эмоциональное, интуитивное, женское начало, это почувствовало – достаточно находиться в воде, созревание состоялось. Вот интересно, еще разочек, я прочитаю эту фразу: «Долгое время плыла бочка по морю; стала жена дурака просить». Ведь, жена, могла сразу же попросить мужа, если она его знает как волшебника, как управителя, чтобы сразу же они спаслись, если бы дело шло о спасении. Но нет, дело идет о вызревании. «Долгое время плыла бочка по морю» - то есть, вызревание шло, и оно состоялось, и только после этого, жена стала дурака просить. Все очень четко. И дело совершенно не в поверхностном событийном порядке.

Дурак сказал: «По щучьему веленью, по моему прошенью - выкинь эту бочку на берег и разорви ее!»- вот оно, новое рождение. Новое рождение и новой семьи, и нового качества. Если больше преобладало маскулинного до этого в человеке, теперь в нем вызрели и женские аспекты.«Выкинь эту бочку на берег и разорви ее!» - это как детское место, как плацента, ее нужно отдать земле, с благодарностью. Все, они уже вызрели, они уже переросли тот кокон, где они должны были дозреть.

«Вышли они из бочки; жена опять стала дурака просить, чтобы он построил какую-нибудь избушку» - Ага, смотрите, как интересно, началось укрепление в социальном мире, в земном мире нового качества, которое завоевали двое. 

«Дурак сказал: «По щучьему веленью, по моему прошенью - постройся мраморный дворец, и чтобы этот дворец был как раз против королевского дворца!» Сейчас все исполнилось; король увидал поутру новый дворец и послал узнать, кто такой живет в нем? Как только узнал, что там живет его дочь, в ту ж минуту потребовал ее с мужем к себе. Они приехали; король их простил, и стали вместе жить-поживать да добра наживать»

Видите, что произошло – этот внутренний процесс, связанный с новым эволюционным качеством, он настолько укрепился, он настолько вызрел, что уже может создать такую разумную, рациональную, земную концепцию, которой поверит Разум, примет, простит, и будет жить уже с этим новым сакрально-интуитивным, будет учитывать это, не будет жить только одной логикой. Не только будет жить житейским умом, но будет учитывать и сакральные, подлинные божественные аспекты своего естества. – Это если говорить о тех событиях, которые внутри человека происходят.

Если говорить о шифре сказок, что происходит в отношениях человека и общества – происходит принятие новых идей, происходит принятие носителей новых идей. Принятие не только людьми, у которых сначала просто выбивалась почва из под ног из-за этих новшеств. Но принятие и властью тоже, что должно дать человеку ищущему, новатору большую надежду.

Итак, дорогие друзья, мы с вами постарались рассмотреть эту сказку про «Емелю-дурака», немножечко иначе, не только по писанному, но и по неписанному. О чем же эта сказка? – С одной стороны, о том, что происходит внутри человека, когда он перестает жить только логикой, только житейским умом, руководствоваться какими-то социальными, житейскими, обыденными представлениями. Что происходит с человеком, когда он перестает быть обывателем. И эта мистерия пробуждения обывателя и превращения его в управителя, в решателя, как раз описывается в этой сказке.

С другой стороны, в этой сказке «Про Емелю», описывается путь мастера, просветленного человека. Который проходит инициацию, получает дополнительные возможности влияния на мир, и фактически становится пророком, входит в очень сложную, противоречивую систему отношений между обществом, и теми идеями, которые он несет, поскольку силы инерции сильны, он преодолевает эту инерцию, и оказывается принятым в обществе, и принятым на властном уровне.

И, безусловно, эта сказка о выборе мужа сердцем. И, конечно же, мне очень жаль, когда некоторые мои коллеги говорят, о том, что эта сказка, какую-то негативную программу у женщин формирует, программу, которая заставляет выбирать исключительно лентяев и дураков. Эта синтенция к сказке не имеет никакого отношения, потому что, лентяев и дураков, заставляет женщин выбирать наивность непроработанная. А в данном случае, дочь короля, конечно же, выбирала сердцем, и выбирала очень грамотно. Она выбирала того, кто умеет управлять событиями – согласитесь, это совсем неплохой выбор, тем более, что Емеля умеет и дом построить (не просто какую-нибудь избушку, а дворец умеет построить), и умеет завоевать расположение короля.

Дорогие друзья, я надеюсь, что, что-то из моих размышлений будет вам в помощь, и мы более глубоко будем с вами понимать эту чудесную русскую сказку о Емеле дураке: «По щучьему велению, по божьему произволению» или «По щучьему велению, по моему прошению», но никак не «по щучьему велению, по моему хотению». 

Что же, пусть мудрые шифры сказок, будут нам в помощь.