Латышская сказка "Медвежьи речки"

 

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

 

Если у тебя слишком доброе и отзывчивое сердце...

Сказочный практикум противостояния манипулированию

Разговор о сказке Скайдрите Калдупе "Медвежьи речки"

Сказка из сборника: Калдупе Скайдрите. Сказки доброго великана: [Для сред. шк. возраста] / Скайдрите Калдупе; [Сост. и пер. с латыш. Н. Бать; Худож. Ю. Петрашкевич]. - Рига: Лиесма, 1987. 

Читает сказку и комментирует Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

 

Дорогие друзья, сегодня мне хочется поговорить об авторской латышской сказкеСкайдрите Калдупе «Медвежьи речки». Почему? Пожалуй, начну с истории, как я познакомилась с этой сказкой. Будучи в Риге, и потом, путешествуя по Латвии по рабочим вопросам, я оказалась в одной деревушке со старым замком. Деревушка, называлась Гарсена, и я обнаружила, что там есть маленькая свалка, куда выбрасывают старые книги. 

Меня заинтересовала маленькая книжка, которая называлась «Сказки доброго великана», она была достаточно потрепанной, и я открыла ее наугад, думая о том что «если мне понравится стиль, то я обязательно ее возьму». И когда я прочитала первую страницу и потом вторую, потом третью… оторваться от этой книжки было совершенно невозможно. И так я стала счастливой обладательницей сборника сказок прекрасной латышской писательницы Скайдрите Калдупе. Этот сборник называется «Сказки доброго великана». Невероятно поэтичный язык Скайдрите Калдупе, ощущалось, будто она поет песню. 

А надо сказать, латыши очень певучи, и они очень легко пропевают все свои внутренние состояния, все, что есть у них на сердце – они все поют. Я помню, что мои ученики латышские, переводили мне некоторые песни, которые они с таким удовольствием исполняли после занятий. И одна из песен меня потрясла – девушка пела о своей сердечной тоске, которую она не собиралась держать в себе, она собиралась пойти на реку, забросить эту тоску под камень, с тем, чтобы жить с легким сердцем - это конечно, мой вольный перевод, но, такой колоссальный терапевтический смысл, меня очень тогда потряс. 

Вот, таким подарком для была меня книга Скайдрите Калдупе. О сказке «Медвежьи речки», из этой книги, хотелось бы сегодня поговорить. Почему? – Есть особый род сказок – социальные, которые предупреждают человека, как строить отношения с другими людьми, и особое место в этих социальных сказках, занимают сказки, в которых есть одновременно и предупреждение, и утешение, и даже, бывает прописана технология противостояния манипулированию и рекомендации по укреплению психологической защиты.

Если взять русские народные сказки, то самая первая сказка, которая помогает человеку включить т.н. социальный иммунитет – это сказка «Заюшкина избушка» или «Лубяная избушка» или «Лиса и заяц». Есть разные редакции этой сказки, вы прекрасны ее помните: там речь идет о том, как лиса втирается в доверие к зайцу, и постепенно овладевает его домом, и никто не может ему помочь – он оказывается бездомным. И только петух, который несет косу на плече, выгоняет лису.

Но в этой сказке, и вообще, в народных сказках, недостаточно поддержки, недостаточно эмоционального участия главному герою, который подвергается манипулятивному воздействию, поэтому, здесь для нас важна сказка авторская. И надо сказать, что этот особый род историй, где герой противостоит не просто жесткой манипуляции - жесткую манипуляцию очень легко распознать и несложно отразить. Очень важны сказки, где герою нужно сначала противостоять мягкой манипуляции, мягкому давлению, так называемому, мягкому насилию. Как это происходит?  - что делает Лиса, по отношению, к Зайцу? – она «давит на жалость» - как бы мы сказали. Она просит войти в ее положение, просит сначала просто пустить в дом, а потом там и осваивается. Т.е., постепенно, постепенно, постепенно мягкий манипулятор производит захват территории. И как вовремя распознать эту мягкую манипуляцию? – ведь она же начинается с большого количества позитива, который усыпляет бдительность. – Здесь, конечно же, очень важен такой особенный опыт нашей социальной иммунной системы. И этот распознающий опыт иммунной системы именно, социального плана, помогает создать определенного вида сказки, в частности, русская народная сказка, упомянутая мною, про лубяную избушку. 

Но, именно сказка «Медвежьи речки» (еще раз назову это чудесное название), обладает всеми теми важными составляющими, которые так для нас необходимы, в деле формирования социального иммунитета у людей с добрым, отзывчивым сердцем. Ведь если человек имеет доброе сердце, если он отзывчив, если он деликатен – он является самой первой мишенью, самым первым объектом для манипуляторов, таких, так называемых «мягких манипуляторов», еще их называют «манипуляторы - арфисты».

Друзья, мои, я хотела бы прочитать сказку от начала до конца, не останавливаясь, потому что авторская сказка требует к себе особого внимания, деликатного отношения. Потому что, ткань языка, кружево слова, мелодия самой сказки, конечно должна быть целостной. Поэтому, мне бы хотелось, сначала прочитать эту сказку, а потом немножечко поговорить о ней, именно в контексте того, как защитить доброе отзывчивое сердце от воздействия манипулятора.

Итак, Скайдрите Калдупе "Медвежьи речки"

Много речек носит название «Медвежьи». У одной из таких речушек, довелось мне услышать сказку про Медведя-пасечника. Когда по берегам Медвежьей речки, зацветает зверобой, в вечернюю пору, хочется мне рассказать эту сказку другим.

Пасека у Медведя была маленькая, но на ее краю, сидело Счастье. А у Счастья – рука щедрая. Неподалеку дубы – отцы желудей, не только детей своих держали на широких плечах, но и Солнце. По утрам оно будило пчел на работу, по вечерам с работы, домой провожало. Пасечник надевал коричневый клеенчатый фартук, брал большую ясеневую поварешку, и миску из красной глины отменного обжига, и шел к ульям мед собирать.

Медведь, был, можно сказать, еще и не медведь, а Медвежонок. И когда урчал добродушно, похоже, было – тетерев токует. В летнюю пору Медвежонок до того уставал на пасеке, что иной раз, там же и ночевать оставался. Бывало даже, усталые пчелы засыпали на его лохматом плече, а поутру, Медвежонку чудилось, что вся голова гудит, как улей, полный веселых тружениц. Прозрачные солнечные дни катились один за другим, будто катышки из воска. Вечера источали медовый дух, даже, когда осенний ветер бродил по лесу, срывая с деревьев листья. Такими вечерами в лесу уныло ухал филин, звал сумрак совы, а хитрая лиса, бродила от одного лесного дома, к другому, горько жалуясь на трудное свое житье-бытье.

Как-то раз, постучалась она к Медвежонку, а сама плачет, причитает. Его домик был в большом дупле старого дуба. 

– Что ты плачешь, Лисонька, красавица – спросил Медвежонок, и широко распахнул дверь перед незваной гостьей.

- Как мне не плакать – захныкала Лиса. Все лето горюшко за мной по пятам гонится. А теперь осенью, так и терзает мое сердце. 

– Поделись своей бедой, Лисонька.

- Слушай миленький, слушай – нынче в мою хибарку ветер пробрался, единственный мой кувшинчик с медом опрокинул. Видишь, все лесные тропки моим медом залиты, теперь его не собрать! 

И рыжая плутовка, ахая и охая, указала на лесную тропинку усыпанную золотыми листьями. 

- Это еще не вся беда – тот же ветер-негодник, прихватил у меня один единственный катышек воска, и давай им играть. До неба подкидывать. А под конец, взял, да подвесил к небесному потолку! Ай, беда, беда! Из чего же мне теперь свечи лить для долгих зимних вечеров?

И лиса, приткнув гладкий нос к окошку, указала лапкой, на яркую, полную Луну.

Поверил хитрой обманщице простодушный Медвежонок. Подарил ей три восковых колобка. Подарил три кувшина с медом, да еще проводил до опушки, чтобы Лису-горемыку, и без того несчастную, страх не мучил.

А на следующий вечер, в доме у лисы шел пир горой. Собрались за столом лисьи родичи, и знакомые со всей округи стар и млад, и лисята сластями носы и лапы попачкали.

Шуршит, шелестит нарядной юбкой хозяйка. Ставит на стол кувшины с медом. Зажигает длинные восковые свечи, как на праздник оно и положено.

- Угощайтесь родичи. Угощайтесь соседушки. Вот темный вересковый мед – с прошлого лета остался. А этот, светлый – с Петрова дня, пасечник подарил. Ой и богатый у него дом. Медовые реки из всех дверей текут!

Гости угощаются. Губы облизывают, сладкими речами наперебой друг дружку потчуют. До того наугощались, наелись, что под утро почудилось им, самый сладкий мед – горчит. И давай они медвежонка ругать, стар и млад:

- Ай, да медведь-благодетель! – горьким медом одаривает!

А на следующий день, во всех лисьих домах, только и разговору было о богатее медведе. 

И повадились к Медвежонку просители. Что ни день – стучатся в дверь:

- Эй, Медведь, неужто, откажешь?! Неужто, у тебя вместо сердца – камень?

Нет, у Медвежонка, сердце - не камень! Он раздавал направо и налево и катышки из воска, и кувшины с медом.

Заяц над добрым Медвежонком так потешался, что от смеха у него, губа лопнула. Он чуть было не выболтал, что сам, куда богаче пасечника, однако, подаренный кувшинчик с медом, под серой одежкой спрятал, и вконец окосев от хохота, запетлял домой.

А крот от смеха, за живот схватился. Медвежонок подарил ему связку отличных свечей. Чудак, медведь – на что кроту свечи? – он от света бегом бежит.

- Ну, у дурака, щедрая рука – хихикал крот, и зарыл свечи под лестницей, в своем подземном жилище.

Осенние дни все укорачивались, полки в доме у Медвежонка все пустели. Медовый дух, почти совсем выветрился. А на верхней полке, в самом углу, осталось лишь два маленьких восковых катышка. В сумраке медвежьего жилья они светились, как два лучистых глаза.

- Ну как не поделиться, когда другие в такой нужде – говорил Медвежонок сам себе, и решил будущим летом, работать за троих, чтобы воска и меда хватило хотя бы до праздника Колоды.

Всего один кувшинчик с медом оставил себе добрый пасечник, да и тем не пришлось полакомиться.

Как-то на досуге, бродил Медвежонок по лесу, красными и желтыми листьями играл. Но вот видит, на позднем блеклом цветке, франтиха Оса качается. Качается, забавляется, а сама – плачет.

- Вот чудачка, мои пчелы давно с работой управились и отдыхают – говорит Осе Медвежонок. – чего же ты качаешься и плачешь?

- А, силушки нет, домой долететь – хнычет Оса, - мне бы хоть капельку меда, для подъема сил.

Черная с золотом шаль Осы вымокла от слез. Медвежонок посадил Осу себе на плечо, и сказал торопливо:

- Покажи дорогу к твоему дому, потом раздобудем тебе все, что надо.

Так Медвежонок донес Осу до ее жилья. И сам стремглав, кубарем, кубарем домой покатился. 

В тот же день, он притащил к новым добротным дверям осиного дома, свой последний кувшин с медом.

- Какие приглядные, красивые и крыльцо, и дверь – неужели, в таком богатом доме нет ни капельки меда?

Тук. Тук. Тук – робко постучался Медвежонок мягкой лапой. 

- Чего барабанишь?! Кто такой? – раздался визгливый злобный голос, но дверь не отворили.

- Это я, Медведь-пасечник меду принес. Не очень-то много, но капля-другая – найдется. - Пробурчал он смущенно.

Тут за дверью поднялся та-ра-рам. Осы сестрицы загудели, загомонили, заспорили. Никто не верил, что Медвежонок, по доброй воле, принес им кувшин с медом. 

Но вот, дверь чуть приоткрылась, в щель просунулась тоненькая лапка в золотых кольцах, и выхватила у Медвежонка кувшин.

От роскоши и блеска, которую добрый пасечник увидел, он чуть не ослеп. Ах, как вкусно пахло сдобными лепешками.

Тут сестрица Осы – сущая ведьма, вылетела на крыльцо и завизжала:

- Шныряет, шастает, голь перекатная у наших дверей! Учуяли вкусный запах и теперь в наш замок норовят пролезть!

И она ужалила Медвежонка в лоб.

Потер бедняга больное место, и бежать!

- Вот так коварство! Вот так подлость! – Вдогонку мчится целый рой. Злодейки и в лоб его жалят, и в затылок, и куда ни попадя… И так, до самого дома

 В первый раз, Медвежонок так громко хлопнул за собой дверью, что весь дуб затрещал, быть может, и сук надломился. А может, в сердце Медвежонка что-то надломилось.

В мягких серых башмаках, брел по лесу осенний вечер.

 Медвежонок сидел в темноте у стола, обхватив лапами свою бедную искусанную голову. Ни одной свечи у него не осталось. А распухшими искусанными лапами новую свечу не слепишь.

Вдруг, кто-то тихо постучался в дверь. Может это крапивник – птичка невеличка, крылом дверь задела? Может, это муравей, на порог присеменил?

Медвежонок отворил дверь – на пороге девчушка, в сапогах не по росту, на голове красная косынка в черный горошек, а в руке – большущая корзина для грибов.

- Не сердись, пожалуйста, что так поздно беспокою – сказала девочка. – Пришла зверобоя попросить, – говорят у тебя всего в избытке. Может, в кладовой, и эта травка найдется? – я гриб ножиком срезала, и руку поранила.

Не было у Медвежонка зверобоя, но он сказал, что тотчас пойдет, и найдет его. Ведь он все лесные лужки, все полянки знает. Даже поздней осенью, где-нибудь в траве, непременно, зверобой сыщется.

Взял медвежонок, девочку за руку, и пошли они вместе зверобой искать. А идти темно, сыро. Листья папоротника, кустики брусники в студеной росе.

- Вот бы сейчас, яркую восковую свечу, - подумал Медвежонок. И на сердце его, стало так тяжело, словно на него осенняя сырая темень навалилась. 

Малышка Марите устала и проголодалась – вот бы сейчас дать ей, ложку-другую, липового меда. – Медвежонок вытер лапой, мокрые от слез глаза.

- Что это тебя шатает? Ты не больной?- спрашивает Марите.

- Нет, нет – бодро бурчит Медвежонок, просто, я к травам приглядываюсь, зверобой ищу.

 А по правде, у Медвежонка нестерпимо болели искусанные осами голова и плечи. И идти было так трудно. Тьма, словно ведьмин платок, накрывала темную дорожку. 

И опять Медвежонок уронил в брусничник несколько горьких слез.

Всю долгую осеннюю ночь, Медвежонок-пасечник и девочка Марите искали зверобой. 

Вот и солнце выглянуло. Огромной алой шишкой рдело оно на верхушке ели. Когда они подошли поближе – оказалось, что там не ели высятся, а башни зеленого замка.

- Как тут красиво. Стены из белой бересты, лестницы из коричневых сосновых корней. Утренний ветер колышет на окнах белые занавески из пуха одуванчиков. В саду полно весенних и летних цветов. Осени нет и впомине. Черный Дятел – глашатай, отворил ранним путникам ворота, и сразу приметил ранку на руке девочки. Он тотчас кликнул матушку Аиста, которая знала, где найти самый лучший зверобой. Она его мигом отыскала, и вылечила девочке руку. Потом насбирала листьев подорожника, и приложила их к голове и плечам Медвежонка.

- Куда мы попали? – робко спросил Медвежонок. 

– Где мы? – прошептала Марите.

- В замке доброго Лесного Короля! – с гордостью ответил Дятел, он ведь охранял ворота этого замка.

А вот, идет и сам Лесной Владыка. На плечах у него плащ из пурпурных кленовых листьев. На ногах – просторные серые лапти. Такие носит батрак, или странник, идущий дальними дорогами, чтобы увидеть разных зверей и птиц, деревья и воды. 

Лесной Король погладил Марите по голове, оглядел ее руку, потом зорко, внимательно посмотрел на Медвежонка. 

- Слишком доброе сердце непременно кто-то обидит – сказал Лесной Владыка. – Что ж ты милый, так легко веришь каждому лживому слову? – Знаю, знаю, - обидели тебя осы и хитрая лиса.

Медвежонок потупился. Боялся, как бы Лесной Владыка не заметил слез в его глазах.

- Скажи, Пасечник – спросил Лесной Король, - какую награду хочешь ты, за то, что всю ночь, по бездорожью лечебную траву искал?

На сердце у Медвежонка стало легко.

- Вижу, в твоем саду еще лето – ответил Королю, Медвежонок. – Дозволь мне поговорить с твоими пчелами, с ними мне всегда хорошо и весело.

И тут, начался для Медвежонка Праздник!

До первой звезды он резвился в саду, беседовал с пчелами. А Марите помогала Королю начищать ручные фонари и вставлять в них толстые душистые свечи.

Лесной Владыка сам хотел проводить Пасечника и девочку в обратный путь. 

Когда Хозяин Леса вывел Медвежонка и Марите за ворота своего замка, он остановился и торжественно произнес:

- Даю тебе пасечник приказ – впредь ходи неторопливо, степенно и внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям. Только так, ты научишься отличать доброе от злого, правду от кривды, и поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя. А еще, научись рычать погромче – без этого не проживешь, в моих владениях тоже злодеев немало.

Так они и шли втроем. Впереди Лесной Владыка, в каждой руке у него по яркому фонарю. За ним Марите, с целой охапкой зверобоя. А следом, в глубоком раздумье, шагал Медвежонок.

В лесу их ждали чудеса.

Откуда ни возьмись, всего за одну ночь, и один день, там появилось много лесных речушек. Старый Дуб, наблюдательный, мудрый, как все дубы, рассказал Лесному Владыке:

- Вчера вечером, по лесу Медведь проходил, и плакал. Все его слезы превратились в лесные речки. Только не знаем, какая с ним стряслась беда, – шумно прошелестел Дуб и пригоршнями раскидал вокруг глянцевые желуди.

- Тише, тише – оборвал его Лесной Владыка. Доброе Сердце, порою плачет, втихомолку. Разве можно про его слезы так громко всем рассказывать?

И на следующее утро, Лесной Король, назвал новые речки – Медвежьими.

 

Вот, дорогие друзья, такая сказка, Скайдрите Калдупе «Медвежьи речки». Надеюсь, она откликнулась в вашем сердце.

О чем же эта сказка? И какой в этой сказке иммунный смысл? – наша задача сейчас, рассмотреть эту историю именно со стороны защиты доброго сердца от манипулятора. Конкретный эпизод наказа Лесного Короля, фактически дает нам четкую технологию. Давайте, еще раз я вам напомню этот эпизод:«Даю тебе пасечник приказ – впредь ходи неторопливо, степенно и внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям. Только так, ты научишься отличать доброе от злого, правду от кривды, и поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя. А еще, научись рычать погромче – без этого не проживешь, в моих владениях тоже злодеев немало».

Вот, дорогие друзья, вроде бы все понятно. Технология абсолютно четкая, точная. Осталось ее только расшифровать и взять на вооружение.

Итак, «впредь ходи неторопливо» - что это значит? Мы с вами, когда разбирали сказку «Скачки с троллем» говорили об импульсе отзывчивого сердца. Действительно, если у человека доброе, отзывчивое сердце – он торопится отозваться на чужую беду, и это прекрасно, это замечательно. Но такая сердечная торопливость может обернуться тем, что носитель доброго сердца становится объектом манипуляции. Поэтому, что говорит Лесной Король? -  «ходи неторопливо», т.е. придержи импульс отзывчивого сердца, будь осторожен. И это очень парадоксальная рекомендация. 

Конечно же, речь не идет о том, чтобы совсем себя сдерживать, и закрыть свое сердце на всякие случаи, чтобы уже точно не попасться в лапы манипуляторов - это означает изменить самому себе. Если ты рожден с добрым, отзывчивым сердцем – с ним нужно учиться жить. Ни в коем случае, его нельзя закрывать, потому что это будет измена самому себе. Но вот торопиться, поддаваться без разумного понимания первому импульсу - вот здесь нужно быть довольно осторожным. Хотя бы на несколько мгновений сдержать торопливость отзывчивого сердца, чтобы понять, кто перед тобой. Поэтому эта рекомендация – самая первая: «ходи неторопливо». Не торопись, умей сдерживать свои импульсы, чтобы у тебя была хотя бы доля секунды на распознание того, кто перед тобою.

Дальше, что говорит Лесной Король «ходи неторопливо, степенно». Степенно – что это значит? Ходить степенно - это означает, гордо держать голову, чтобы у тебя была прямая спина, расправленные плечи. Другими словами, «ходи степенно», можно перевести еще таким образом – знай свою цену. Может быть, это звучит немножечко грубовато – как можно себя оценить, как можно узнать вою цену? А на самом деле можно. Что стоит за этим выражением «знай себе цену» или «ходи степенно». А за этим выражением, стоит самоуважение. Потому что если внутренний объем нашего самоуважения не достаточен – мы опять-таки, становимся легкой добычей для манипуляторов. Уважай себя, понимай, что в тебе Образ Божий, в тебе заложена невероятно красивая индивидуальность, такого как ты больше нет. Не торопись, не сравнивай себя с кем-то, не виновать себя понапрасну, что «я где-то, чего-то не доделал, где-то я не проявил должного участия» - осторожно с такими мыслями! Ходи степенно, знай себе цену. Пожалуйста, работай над своим самоуважением. Потому что, без этого создать психологическую защиту, создать важную структуру социального иммунитета невозможно.

Итак, «ходи неторопливо», т.е. придержи на несколько долей секунд разумом свой импульс отзывчивости. «Ходи степенно» - т.е. укрепляй в себе самоуважение.

Следующий шаг, что говорит Лесной Король: «внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям» - т.е. будь наблюдательным, изучай тех, кто тебя окружает. Не все такие, как ты. Одна из самых больших ошибок людей, которые живут с добрым отзывчивым сердцем, самая большая ошибка (так даже можно сказать) носителей доброго сердца – это мерить людей по себе. «Если у меня доброе сердце» - думает Медвежонок, «значит, все такие же, как я» - но это совсем не так. Такой эгоцентризм доброго сердца, такой (я бы сказала еще пожестче) инфантильный эгоцентризм доброго отзывчивого сердца очень опасен. Он блокирует формирование зрелых структур социального иммунитета. А что помогает формированию зрелых структур социального иммунитета? – Наблюдательность. Наблюдательность и стремление познать «кто перед тобой». Кто такой Заяц, какой у него характер. Кто такая Лиса, какой у нее характер, какая у нее скрытая мотивация, к чему она стремится. Кто такой Волк, кто такой Человек – все очень разные существа в окружающем мире.

Конечно же, может прийти много разочарований – «оказывается, те существа, которые меня окружают, они не такие как я». Да, это так, и через это необходимо пройти.

Вот три фундаментальных слагаемых, на основе которых строится социальный иммунитет: 

Первое слагаемое – «ходи неторопливо», т.е. грамотно, терпеливо, разумно сдерживай первый сердечный импульс отзывчивости. Сначала пойми, кто перед тобой, потом отзывайся.

Второе – «ходи степенно», т.е., работай над самоуважением, знай себе цену, не поддавайся ни чувству вины, ни чувству ложного долга. Будь осторожен. Самоуважение (степенное хождение) тебе поможет.

И третье слагаемое – наблюдательность. Наблюдай и познавай, т.е., «внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям».

Это можно сказать, три кита социального иммунитета. Три кита противостояния манипулированию. Поэтому Лесной Король и говорит: «только так, ты научишься отличать доброе от злого, правду от кривды, и поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя». «А кому нельзя» - это очень важно. Не случайно, Скайдрите Калдупе пишет: «кому надо помогать, а кому нельзя». Она не пишет: «кому надо помогать, а кому нет». 

Действительно, есть существа, которым нельзя помогать. И такая сентенция: «есть такие существа, которым нельзя помогать», - она может привести в крайнее смущение и растерянность носителя доброго сердца. «Как же так? – помогать надо всем!» Интересно, что этому высказыванию Лесного Короля: «помогать нужно не всякому» («кому надо помогать, а кому нельзя»)полностью противоречит этому слову сказка, которую мы разбирали в прошлый раз: «Скачка с троллем». Там как раз говорится, что надопомогать: «следуй своему сердечному импульсу». Но там другое – сердечный импульс сам по себе, засчитывается как доброе дело, там другая сакральная идея. Здесь же, идея сказки включить иммунную систему, социальную иммунную систему, которая помогает противостоять манипулированию. 

Да, есть персонажи, которым помогать нельзя. А что это за персонажи, что это за существа? – а те, которые имеют скрытую, так называемую «черную» мотивацию. Мотивацию манипулятора. Если быть наблюдательным, то постепенно мотивация манипулятора открывается, правда, не сразу. Конечно, если манипулятор действует как так называемый, балалаечник, использует только три струны наши внутренние - традиционно балалаечники используют струну чувства вины, страха и злости. Если балалаечник действует через минус – он нас пугает, виноватит, злит, то нам легче сформировать ему иммунный ответ. 

Но когда манипулятор является не балалаечником, а арфистом, играет на струнах нашей души, как на арфе – вот эту манипуляцию, так называемую, мягкую манипуляцию, распознать крайне сложно. Потому что арфист, всегда действует через позитив. Он зальет нас сладким сиропом, он найдет наше самое чувствительное место, чего мы жаждем, он определит, какая наша потребность оказывается недостаточно насыщенной, и подберет слова, чтобы начать ее насыщать. И все – мы начинаем манипулятору-арфисту верить. И достаточно ему сказать «ай            , я в тяжелом положении, у меня нет меда, у меня нет воска» - все, мы сделаем для этого манипулятора все, чего бы он ни попросил.

А есть и такие манипуляторы, которые видят доброе сердце, и начинают это сразу же эксплуатировать – как Оса, как Лиса. Они внутренне считают «ну, что же, все равно, человек дурак» - не случайно, Скайдрите Калдупе, так и пишет: «крот со смеху за живот схватился. … На что кроту свечи? – он от света бегом бежит. …. у дурака, щедрая рука – хихикал крот, и зарыл свечи под лестницей, в своем подземном жилище». То есть, носителю скрытой манипуляции, может быть и не нужно твое добро, он его зароет где-то, не будет использовать. Но раз дают – он берет, потому что«у дурака, щедрая рука».

Надо сказать, что я встречала таких махровых манипуляторов, и когда я их спрашивала: «ну признайтесь честно, зачем вы это делаете? Ведь вам от этого человека ничего не нужно». И я несколько раз встречалась с таким ответом: «дураков учить надо, в следующий раз поймет, что нужно быть внимательнее» - вот так, некоторые считают. Некоторые манипуляторы-арфисты даже видят свою великую миссию в том, чтобы проучить человека, чтобы научить его, преподать ему урок «распознания, кто перед тобой» - даже так бывает, дорогие друзья.

Наш Медвежонок легко поддается на манипуляции арфистов, потому что, манипуляция со стороны балалаечников, которые действуют грубо, желая напугать Медвежонка, или вызвать у него лишний раз вину, или разозлить его – такую мотивацию он легче бы распознал, особенно, мотивацию на уровне страха. Зарычал бы, потому что Медведь – это очень сильное существо. Это Хозяин Леса.

Медведь (надо сказать) не случайно, выбран Скайдрите Калдупе в качестве главного героя. Не заяц, а медведь - существо очень сильное. То есть, шифр сказки, какой? – носитель доброго сердца очень силен, и может быть поэтому еще, у него возникает иллюзия безопасности. «Я всегда себя сумею прокормить», «у меня всегда для себя хватит», «я всегда себя могу защитить», «мне всего достаточно, я могу довольствоваться малым» - так рассуждает существо сильное. И поэтому инстинкт самосохранения, поэтому социальный иммунитет долго не формируется, в том виде, в той динамике, в которой это следовало бы пережить. Поэтому, Лесной Король и говорит: «ходи неторопливо, степенно и внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям. Только так, ты поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя». 

А в нашей технологии противостояния манипулированию, мы выделяем четвертый шаг – это распознание манипуляторов.

Я уже упомянула две большие категории манипуляторов, условно они называются «балалаечники» и «арфисты». Распознать «балалаечников» несложно, «арфистов» - чуть сложнее, но постепенно манипулятор раскрывается. Но есть общее правило. Есть общее правило, которое помогает вовремя диагностировать наличие манипуляции. Это правило просто нужно очень хорошо знать. И этим правилом нужно проверять свой сердечный импульс.

Самый первый принцип, самое первое условие противостоянию манипулятору (напомню) – «ходи неторопливо», т.е. сдерживай свой сердечный импульс отзывчивости. Дай себе доли секунды. Для чего? – Чтобы проверить этот импульс. Проверить того, от которого он исходит, т.е. носителя этого импульса, просьбы о помощи – надо его проверить на первый закон распознавания манипуляции. Видите, я сделала такую длинную преамбулу, но пока этот закон не сформулировала. Почему? – потому что мне хотелось, чтобы он у вас вспомнился. Я уверена, что все вы прекрасно знаете этот закон – первый закон распознавания манипуляции. Вспоминайте его прямо сейчас! Это первое правило, для которого нам нужен этот выигрыш во времени. Для которого, нам нужно сдержать импульс отзывчивости.

Итак, что же это за Правило? – А Правило очень просто: если ты почувствовал внутри напряжение, от того что ты боишься обидеть человека, если ты чувствуешь, что тебе нужно проявлять с этим человеком повышенную деликатность, чтобы не дай Бог, не обидеть – знай, ты уже стал объектом манипуляции. Почему? – потому что из коммуникативного канала, ушла простота, и ушла искренность. Это простейшее правило, которое помогает распознавать, кому надо помогать, а кому нельзя! Простейшее правило. И мы все его очень хорошо знаем. Именно для реализации этого простейшего правила, нам нужно сдержать импульс отзывчивого сердца, и проверить себя: «Стоп. А нет ли у меня, ощущения напряжения? А нет ли у меня, ощущения внутри, что я боюсь обидеть человека? А нет ли у меня, повышенного деликатного отношения к нему, не дай Бог, обижу? Ой-ёёй. А не ношусь ли я с этим человеком, как с хрустальной вазой? А не требует ли этот человек отношения от меня к нему, как к хрустальной вазе?»- Если это так, то это первый признак того, что мы стали объектом манипуляции. 

И здесь нужно сказать себе «стоп» и применить пятый принцип, пятую технологию, так можно сказать, которую предложил Лесной Король. Он сказал так:«А еще, научись рычать погромче – без этого не проживешь». Что такое, «рычать погромче»? Что такое рык для медведя? Это что – проявление агрессии? Или это проявление его природы? Когда медведь хочет потянуться – он может рыкнуть. Когда медведь понимает, что нарушили его границы – он может рыкнуть. Это не проявление агрессии – это проявление естественного природосообразного защитного импульса. И некоторые люди, склонные к манипуляции, человека, который научился рыкать (т.е., ставить дистанцию, ставить на место) – будут упрекать в агрессии.«Ой, ты что-то очень агрессивный. У тебя все в порядке? Не хочешь ли об этом поговорить?»что тут сказать? – это тоже манипуляция. «Научись рычать погромче» - это означает давать отпор манипулятору в соответствии со своей природой. Будь собой. Рыкни. Потому что ты медведь.

Понятно, что мы с вами люди, и нам нужно поступать в соответствии со своей природой. Ни в коем случае, сказка не говорит, что каждый теперь человек должен рычать. Это рекомендация Лесным Королем дается медвежонку. Я прошу об этом помнить, чтобы не было таких вопросов: «ну что же это такое, Татьяна Дмитриевна научит нас рычать друг на друга!»- ничего подобного! Я этому не учу! Я обращаю внимание на то, что Лесной Король, дает конкретную рекомендацию конкретному персонажу – Медвежонку. Медвежонку следует поступить в соответствии с его природой, если он распознал манипуляцию. А как же следует поступить человеку?

Дело в том, что в каждом из нас есть естественный, сообразный нашей природе защитный импульс. Первый защитный импульс, когда мы легко и естественно, но очень твердо говорим «нет», или твердо говорим «стоп», или «этот номер, со мной не пройдет» - это и есть на нашем языке «рыкнуть». Как может рыкнуть носитель доброго сердца? Кажется что он такой добрый, кажется, что он такой мягкий. Но дело в том, что у зрелого носителя доброго сердца, есть внутри очень прочный нравственный стержень, есть сила духа. И именно прочный нравственный стержень, именно сила духа позволяет носителю доброго сердца отразить нападение манипулятора.

Не надо кричать. Надо сказать, что крик, ответная агрессия, обвинение осуждение – это все, не означает «рыкнуть», ничего подобного. Выругаться каким-то образом – это не означает рыкнуть. Дело в том, что ни осуждение, ни ответная агрессия не являются органичными приемами самозащиты для носителя доброго сердца. Это нужно очень хорошо понимать. Ни осуждение, ни гнев ярко выраженный, ни ругательство – не являются органичными формами самозащиты. А вот сказать «стоп», сказать «нет», сказать «достаточно», или просто промолчать и всем своим существом показать: «нет, стоп, я на это не ведусь» - это вполне органично.

Самый органичный способ рыкания для носителя отзывчивого сердца – это мгновенное установление эмоциональной дистанции. Это не значит, что носитель доброго сердца быстро захлопывает его. Ничего подобного. Есть очень простая практика «выстроить эмоциональную дистанцию» – добавить немножко льда. Вода, это такое удивительное существо, которое может жить в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном. В обычном своем состоянии отзывчивости, открытости - человек с добрым сердцем, как будто находится в состоянии газообразной воды, или жидкой воды. Но нужно перевести воду в твердое состояние. Мгновенно преобразовать - создать лед. Вода не потеряет своих свойств, наоборот, вода, побывав в твердом состоянии, станет талой и обнулит большое количество деструктивных программ, которые могли в ней остаться. 

Поэтому, замораживание воды, умеренное употребление талой воды (я подчеркиваю, умеренное, потому что есть люди, которые все время пьют талую воду, и таким образом, из их организма вымываются витамины и минеральные вещества – это недопустимо). А вот в умеренных дозах, допустим, ложечка талой воды – это очень полезно. Поэтому, если говорить о технике рычания, то это может быть техника переведения внутреннего эмоционального состояния – в состояние льда.

Некоторые путают состояние льда и внутренней колючки. Это совершенно разные вещи. Рыкнуть для носителя доброго сердца – это не означает стать ежиком и выпустить колючки, нет. Вода в твердом состоянии, в состоянии люда – это не колючки и не ежовые рукавицы. Это просто мгновенное превращение эмоций (не сердца! Опять-таки, подчеркиваю - эмоций) в лед. Она мгновенно замораживается и сохраняется.

О какой эмоции идет речь? - Когда мы открыты по отношению к другому человеку, как наш герой Медвежонок-пасечник, - мы стараемся передать другому эмоцию радости, эмоцию сопереживания, понимания. Эта эмоция – она как вода. И нужно очень быстро ее, раз – и заморозить. Эта эмоция не перестанет быть радостью, не перестанет быть отзывчивостью – она просто побудет в другом состоянии вещества, и это позволит носителю доброго сердца сказать «нет», или «стоп».

Вот, эта практика, научиться «научиться рычать погромче» - это конечно то, что каждый носитель доброго сердца (каждый такой человек, в котором живет частичка Медвежонка-пасечника), будет в себе тренировать индивидуально.

Друзья мои, давайте еще разочек проговорим, какой же шифр мы извлекаем из наказа Лесного Короля. Итак: «ходи неторопливо, степенно и внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям», «понимай, кому надо помогать, а кому нельзя», «А еще, научись рычать погромче – без этого не проживешь». Итак, пять слагаемых технологии социального иммунитета: 

Первое правило, первый шаг, первая технология, первый кит – неторопливость, т.е. разумное сдерживание импульса отзывчивого сердца. Для того, чтобы проверить этот импульс нашим главным правилом: «не стал ли я объектом манипуляции, нет ли у меня ложного чувства долга перед человеком» - не торопись. 

Второй шаг – ходи степенно, помни о самоуважении, помни о том, что ты представляешь огромную ценность. Манипулятор тебя не ценит вообще. Манипулятор ничего не ценит. Он ценит, как правило, свое сиюминутное удовольствие (чаще всего), или долгосрочную жизненную выгоду. Цени себя, пожалуйста, взращивай свое самоуважение - ходи степенно, тогда ты будешь понимать кто ты, что ты несешь. Самоуважение является одним из защитных барьеров, священной изгородью, которая защищает от манипуляторов.

Третье – наблюдательность. Наблюдательность и познание. Кто вокруг тебя -  «приглядывайся к зверям, птицам и людям». Познавай их, и забудь о том, что все такие же как ты. Все очень, очень разные, и мотивации могут быть очень-очень разными.

Четвертое – знай, кому помогать, а кому нельзя помогать. То есть, распознавай скрытые мотивации, проверяй себя первым правилом мониторинга манипуляторов: если у тебя внутри есть напряжение, ты боишься быть неделикатным (уровень деликатности твоей зашкаливает), - ясно, что ты уже стал объектом манипуляции.

И пятое слангаемое, шаг, прием – «научись рычать погромче – без этого не проживешь». То есть, научись говорить «нет» органичным для тебя образом. Никого не унижая, потому что это для тебя не органично. Никого не ругая, потому что это для тебя не органично. Найди свою тональность «нет». Здесь я предложила прием мгновенного замораживания эмоций.

Вот, дорогие друзья, сколько нужно шишек набить такому Медвежонку-пасечнику,  для того чтобы открыть простейшие пять структур социального иммунитета. Нужно пережить обман лисы; нужно пережить насмешки и зайца, и крота; нужно пережить ядовитые укусы ос – все для того, чтобы получить надежный социальный иммунитет. И надежный социальный иммунитет совсем не связан с тем, что наш Медвежонок или носитель доброго сердца очерствеет, станет циничным, станет подозрительным, или скажет, что лучше быть жестоким. Нет. Конечно же, такого рода перемена, к социальным иммунитету никакого отношения не имеет. Социальный иммунитет основан на зрелости. А зрелость основана на этих пяти слагаемых. Во первых,  разумно сдерживай импульс отзывчивого сердца – на долю секунды, чтобы понять, кто перед тобой. Второе – самоуважение. Третье – наблюдательность и познание окружающего мира, окружающих существ. Четвертое - распознавание манипуляторов и их технологий. И пятое - органичное рычание. Вот эти пять слагаемых, они настолько дороги, что за них Медвежонок платит и укусами пчёл, и теми обидами несправедливыми, которые он претерпевает от других жителей леса.

И конечно, удивительные достоинства этой сказки не только в том, что она раскрывает код социального иммунитета (вот, мы его фактически с вами раскрыли – эти пять слагаемых можно сказать, изначального кода социального иммунитета для добрых сердец), не только в этом достоинства сказки «Медвежьи речки». А в том, что она даёт удивительное утешение носителю доброго сердца.«Тише, тише – оборвал его Лесной Владыка. Доброе Сердце, порою плачет, втихомолку. Разве можно про его слезы так громко всем рассказывать?» - вот, настолькоудивительный шифр сохранения личной информации. Настолько удивительный шифр бережного отношения к душевному переживанию несет эта сказка, и инсталлирует в наше естество, в наше сердце, в нашу душу бережное отношение к доброму сердцу. 

Но опять-таки, опять-таки, здесь всё должно быть разумно! Потому что, как только мы начинаем переходить меру, в этом бережном отношении - этим может воспользоваться манипулятор, и разыграть такое доброе сердце перед нами, как арфист, что только наша самонаблюдательность и знание первого Правила распознания манипуляции (то есть, если у меня уже зашкаливает моя деликатность) - только это поможет нам остановиться. То есть, когда я говорю «бережное отношение к доброму сердцу» - нельзя забывать о том, что доброе сердце манипулятор может сымитировать. Об этом нужно помнить. И все время нужно держать в голове, в своем разуме, в своем сердце первое Правило распознавания манипуляции: «а не зашкаливает ли у меня внутри деликатность по отношению к этому существу? Если он у меня вызывает такую повышенную деликатность - здесь что-то не то, значит ушла простота, ушла искренность».

Поэтому, да, доброе сердце плачет втихомолку; да, к доброму сердцу нужно бережно относиться, потому что бережное отношение позволяет выстроить естественный простой и искренний обмен между носителями добрых сердец. И в этом обмене всегда есть мера, всегда есть внутренняя свобода. Нет никакого напряжения, что надо бы повышенную деликатность проявлять.

И еще, на финал сказки, нельзя на него не обратить внимание: «на следующее утро, Лесной Король, назвал новые речки – Медвежьими». Как это красиво - слезы превратились в речки. Здесь мы с вами встречаемся с удивительным целительным, утешающим, очищающим шифром сказок: что слезы доброго сердца, которое незаслуженно обидели, имеют невероятную драгоценность для тонкого мира. И вы знаете сказки, в которых слезы превращаются в жемчужины, в которых слезы вымывают осколы кривого зеркала. Слезы именно доброго горячего сердца. Они имеют невероятную драгоценность. Несправедливая обида, она определённым образом очищает душу, отсюда и ценность таких слез, которые наплакал Медвежонок. Поэтому Лесной Король, называет новые речки Медвежьими. Может быть для того, чтобы напомнить обитателям его лесного владения, о том, что существуют очень сильные носители добрых сердец, и когда мы с ними взаимодействуем – мы обогащаемся этим.

Вот, дорогие друзья, такая история, латышской сказочницы Скайдрите Калдупе «Медвежьи речки». В этой истории зашифрован самый настоящий код социального иммунитета для носителей отзывчивых добрых сердец. В этом коде пять слагаемых. Мы постарались с вами их обозначить. И я очень надеюсь, что когда носители добрых сердец будут слушать эту сказку, и мои рассуждения в этой сказке - это им поможет потихонечку взращивать, укреплять свой социальный иммунитет. Потому что Доброе сердце -  невероятная ценность для мира, для мироздания, для мира людей, для семьи, для самого человека. Доброе сердце - невероятная ценность. Но, если защитников у доброго сердца нет - почему? - а может быть даже потому, что окружающие считают носителя доброго сердца сильным, ведь медведь очень силён. Так вот, если нет у носителя доброго сердца защитников – пусть учится защищать себя сам. От этого он станет только крепче и мудрее. 

По мере взращивания социального иммунитета приходит зрелость. Зрелость характеризуется тем, что у человека, носителя Доброго сердца, нет иллюзий об обитателях волшебного леса, скажем так - условно я так обозначила мир людей. Нет иллюзий о человеческой природе, но и нет обиды, и нет агрессии. Ведь, Медвежонок-пасечник, несмотря на то, что он претерпел – он не обозлился, он не закрылся. Да, он потихоньку будет взращивать свои иммунные структуры, своего социального иммунитета. Будет учится рычать громче; ходить неторопливо, степенно; быть внимательным, распознавать «кому надо помогать, а кому нельзя». Но он не ожесточится, он не потеряет веру в добро - для носителя доброго сердца, это один из самых сокровенных жизненных подвигов: понимать, в каком мире ты живешь, понимать все многообразные теневые стороны обитателей социального мира, в том числе, и вместе с тем, не изменять самому себе, своему естеству доброго отзывчивого сердца. Вот, что такое зрелость (один из признаков), вот как может действовать социальный иммунитет. И эта сказка, «Медвежьи речки», безусловно, социальный иммунитет активирует. Активирует эти основные пять слагаемых социального иммунитета, поэтому, она так важна и для детей, и для подростков, и для взрослых.

Это та сказка, которая помогает выполнять рекомендацию Козьмы Пруткова: «бди!». «Бди»  - это не значит быть мнительным параноиком и везде видящим какую-то угрозу, ни в коем случае. «Бди» -  это значит, распознавай, кто перед тобой. «Бди» - это означает, проверяй скрытую мотивацию другого. «Бди» - это означает, ходи степенно. «Бди» - это означает, рыкни тогда, когда требуется остановить манипулятора (кстати, и для его же блага). 

Я надеюсь, дорогие друзья, что этот род сказок, сказок, где есть четкие шифры, кода социального иммунитета, шифры противостояния манипулированию будут полноценно использованы для нашего укрепления в мире людей. 

Желаю вам здоровья. Желаю вам прозорливости, мудрых отзывчивых добрых сердец и душевного мира.