Некоторые Статьи

Три «слагаемых» хорошей сказки

Нередко приходится слышать, что дети, подростки, взрослые не любят сказки. Это, по меньшей мере, странно. Почему же они тогда с интересом смотрят телевизор – ведь там тоже сказки! Почему они читают фантастику, детективы, любовные романы, - разве это не сказки? Конечно, сказки, только вопрос – всегда ли лучшего качества…

Как же быть сказкотерапевту с теми, кто все таки «не любит сказки» (хотя, конечно, мы-то понимаем, что таких людей в природе не существует – просто каждому нужна своя история!)? Самое главное, не придавать этому обстоятельству первостепенного значения. Тезис «сказки любят все!» для нас – как закон всемирного тяготения. Тот факт, то «сказки стали меньше любить» имеет под собой совершенно конкретную причину, коррекция которой под силу сказкотерапевту. Но – обо всем по порядку.

Формула хорошей сказки проста:

Архетипический смысл + понятный адресату образный ряд + актуальный стиль Что такое архетипический смысл? Это древняя формула, код сказки, который остается неизменным на протяжении времен. В Комплексной сказкотерапии© выделяется несколько таких «кодов»: 10 универсальных архетипов, 7 мужских архетипов; 3 женских архетипа (скрывающих в себе 12 циклов); 7 мужских архетипических сюжетов;

7 женских архетипических сюжетов; 7 сюжетов отношений.

Собственно, зная эти формулы, комбинируя их между собой, сказкотерапевт может создать сюжет любой терапевтической истории. Архетипический смысл всегда остается неизменным. Он содержит в себе главный шифр жизненный уроков, испытаний, приобретений. Именно в архетипическом механизме отражается эволюционное содержание сказки.

Что касается образного ряда и стиля сказки – это сказочные «переменные», благодаря которым мы можем адаптировать архетипический смысл под уровень восприятия современного человека. И образный ряд, и стиль меняются в соответствии со временами, уровнем культуры и особенностями людей. Собственно, мы с вами открыли тайну «нелюбви» некоторых детей и взрослых к сказкам. Дело в том, что образный ряд и стиль многих сказок воспринимается людьми как «устаревший», далекий от их жизни. Задача сказкотерапевта подобрать такой образный ряд и стиль сказки, чтобы она стала интересной и полезной читателю.

Образный ряд сказки – это набор взаимосвязанных образов: героев, окружающего мира и пр. Многие привыкли, что образный ряд сказки относится к началу 19 века. Это слишком далеко. Образный ряд может быть современным и фантастическим, в сказке могут действовать и люди, и фантастические персонажи, и обычные предметы. Важно понимать, что образный ряд сказки оказывает целенаправленное воздействие на бессознательное человека. Поэтому чрезвычайно важно КАЧЕСТВО образного ряда.

Сложнее дело обстоит со стилем сказки. Стиль сказки отвечает на вопрос: КАК сказка сказывается; какие интонации, сравнения используются, какие акценты расставляются. Традиционный стиль сказки – распевный, гармонизирующий. Однако не все наши современники (особенно, носители «клипового мышления» - потребители большого количества бессистемной информации в единицу времени) имеют соответствующие настройки для принятия этого стиля сказки. Чтобы гармонизирующий стиль стал им доступен, требуется большая предварительная терапевтическая работа. Это грустно, но – очевидно. Поэтому сказкотерапевт использует тот стиль сказки, который понятен и привычен его клиенту. Например, привык подросток к «приколам», сказкотерапевт расскажет ему сказку с «приколами», даже на сленге. Почему бы и нет?! Ведь не станем же мы общаться с малограмотными аборигенами племени Мумбо-Юмбо на языке Ф.Достоевского или И.Бунина. Мы им покажем чайное ситечко и произнесем несколько звуковых сентенций, отражающих наше общее эмоциональное состояние. Ну, конечно, при условии, что именно такой стиль общения в этом племени принят и понятен ?. Да, мы идем «от клиента», от его уровня культуры – иначе он просто нас не услышит. Далее, мы будем дозировано вводить размеренность в стилистику сказки, тем самым, развивая в наших клиентах более гармоничные внутренние ритмы.

На сегодняшний день, в Комплексной сказкотерапии© мы выделяем 5 стилей сказки:

  • 1. Традиционный
  • 2. Авторский
  • 3. Экстремально-современный
  • 4. Фантастический
  • 5. Комбинированный

В традиционном стиле используются традиционные обороты и выражения, характерные для обработанных народных сказок: «в некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были», «ни много, ни мало»; а также повторение слов для усиления «эффекта проживания» (ходил-ходил; поливала-поливала; толкли-толкли и вытолкли Снегурушку); яркие сравнения; общая размеренность, гармоничность стиля.

В авторском стиле открывается простор для авторских образов, ассоциаций, лирических отступлений и размышлений. Это довольно свободный стиль, характерный для хорошо образованного и талантливо владеющего языком автора.

В экстремально-современном стиле активно используются ходовые сленговые обороты, выражения, интонации, приколы.

Фантастический стиль изобилует живописанием фантастических миров. Комбинированный стиль предполагает живой синтез всех стилей.

В качестве примера тренировки стилей, можно предлагать переписывать известные короткие сказки. Например, «Курочку Рябу».

«Курочка ряба» в традиционном стиле
В некотором царстве, в некотором государстве, в одной небольшой деревеньке, жили-были старик со старухою. Жили они дружно, все друг на дружку смотрели, да каждый делал так, как другой. Конечно, дед, как главный в семье, всему тон задавал. А бабка, на деда своего все смотрела, да его действия завсегда повторяла. Ну, конечно, если они не относились к ее женским обязанностям. Так вот они и жили, не тужили. Радости им прибавляла курочка рябая, старикова любимица. Уж такие она вкусные яички несла, что дед с бабкою завсегда сыты и довольны бывали. Однажды Курочка Ряба снесла своим хозяевам яйцо особенное – золотое. Никогда прежде золота ни дед, ни, тем более, бабка, в глаза не видывали. А потому, стал дед, по-простому колотить яйцо о стол. Но – не тут-то было. Яйцо не разбивается. Бабка на помощь деду спешит, да со всей силы по яйцу скалкой колотит. И тут – ничего. Умаялись старики, прилегли отдохнуть. Тут мышка из норки выбежала, чтобы свой вклад в общее дело сделать. Размахнулась – и ударила хвостом по яйцу. Золотое яичко упало и разбилось. Расплакались тут старики, а курочка из утешает, впредь простые яйца нести обязуется. А что в яйце разбитом оказалось, - так то тайна великая, не каждому откроется…

«Курочка Ряба» в авторском стиле
Многие мужчины и женщины несчастливы одинаково, но счастлив каждый по-своему. Так вот, к примеру, жили на свете Он и Она. Многое в их жизни случалось, и не один раз могли они расстаться друг с другом врагами, однако некая невидимая сила скрепляла их союз. Какими заповедными тропами отыскивало дорогу к их жилищу счастье – то нам неведомо. Но в нашей истории счастье пришло в их дом в образе Золотого Яйца, которое по неведомым причинам снесла их рябая курица. Ах, как долго люди ждут своего счастья, но редко кто знает, как оно должно выглядеть! Так и наши герои. Назовем их, кстати, Дедом и Бабой. Как увидели они Золотое Яйцо – дар речи и соображения потеряли. Недаром говорят: «счастье разума лишает». Не знают, бедные, как теперь им вместе со счастьем жить. Без счастья-то они давно жить привыкли, мечтать о нем научились. А что делать с Золотым Яйцом, в какой угол сажать, или как иначе использовать, - не знают. И решили они, что со счастьем им одна морока. Вот ведь послал Господь испытание – мечту свою воплощенной увидеть! И что вы думаете? Отказались ведь Дед с Бабой от счастья своего, разбили. Теперь – плачут. Но в слезах их и надежда есть – ведь теперь стало легче о счастье вновь мечтать… Недаром говорят: «Легче мечтать, чем иметь… грезы приятней действительности»…

«Курочка Ряба» в экстремально-современном стиле
Прикиньте, типа живут чувачок с чувихой с прикольной такой избе, в ус не дуют, одними яйцами питаются. То их курица старается. То ли в этих яйцах какая зараза была, толи чуваки эти обкурились, только глюк у них такой случился. Типа явилось им Золотое Яйцо, крутое такое. Они давай его со всей дури об стол шарахать. И не фига. Попыток 20 сделали. Жесть, короче. Хорошо, что чуваки эти хату свою вообще не мыли, мышей разводили. Ну, думали, типа, хоть мясо будет к яйцам куриным. Короче, там уже крутой мышиный тусыч образовался. Ну, так они, типа, со всей дури по яйцу этому термоядерному и вдарили. Оно, ясный перец, треснуло. А чуваки эти точно долбанутые были – им яйцо разбили, что хотели они, им мыши, типа, обеспечили. А лохи эти – в слезы. Ну, дык, а кто таких чуваков обдолбанных поймет?!

«Курочка Ряба» в фантастическом стиле
К 3047 году выведение новых видов растений и животных стало самым модным занятием среди землян. Один естествоиспытатель с женой уже несколько лет бился над выведением особой породы куриц, несущих золотые яйца. Супруги уже скормили все свои золотые украшения и сувениры подопытной партии несушек. Им удалось вывести куриц с золотым оперением, с золотыми когтями, с позолоченными клювами, и даже одну с золотым телескопическим глазом. Но золотое яйцо получить, никак не удавалось. Они также работали с петухами, облучали их по новейшей системе специальными лучами, добавляли в корм бетагаммабисептоликиментрихолпептин. Безрезультатно. И вот, однажды утром спальный квартал 26-го уровня разбудил страшный крик. «Опять побочный эффект эксперимента привидился кому-то», - подумали соседи, включая дополнительную шумоизоляцию. Но они ошиблись, это был не побочный эффект эксперимента, это был его долгожданный результат. Несушка № 209876473625242627838494505 с рябоватым оперением вытолкнула из себя самое настоящее золотое яйцо. Это сенсация! Это невиданная удача! Как изменилась жить естествоиспытателей – это уже совсем другая история. Очевидно только одно – золотое яйцо сохранило свою целостность.

Итак, мастерство сказкотерапевта заключается, среди прочего, еще и в том, чтобы приблизить восприятию клиента архетипический смысл сказки, подбирая для этого близкие ему образный ряд и стиль истории. И главный инструмент здесь – СЛОВО.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Об архетипах Творца, Матери и бизнесе
Представьте, человек принимает непростое решение – начать свой собственный бизнес, или расширить имеющийся. Он взвесил все «за» и «против», оценил риски и увидел, насколько труден будет путь. Тем не менее, он решает начать его. Причем, без поддержки влиятельных лиц, не имея солидного стартового капитала. Рискованно. Но какая сила направляет его, отсекая многие сомнения? Вы скажете – смелость, нежелание работать «на кого-то», стечение обстоятельств, хорошее образование и «деловая хватка», или самоуверенность. Все так, но это лежит на поверхности. Давайте заглянем глубже, чтобы увидеть в данном решении проявление архетипических сил. В данном случае, это сила архетипа Творца и архетипа Матери.

Архетип Творца – источник мощнейшей мужской силы. Это сила стремится активно и целенаправленно преобразовать окружающую действительность, совершенствовать, видоизменять, оплодотворять. Человек, ведомый мужскою архетипической силою, не может сидеть на месте, ему необходимо постоянно что-то делать, творить, создавать новое. Он преодолевает все препятствия, даже такие существенные как собственные инерционность и лень, а также нехватку основных ресурсов. Человек (неважно, мужчина он, или женщина) в котором ярко и позитивно представлен архетип Творца, является генератором всевозможных идей. Он просто фонтанирует ими. Причем, независимо от предмета. Где бы он ни оказался, что бы он ни увидел, у него в голове быстро возникают идеи, как это можно улучшить, усовершенствовать. Для него нет трудных задач – он всегда увидит несколько вариантов решений. Вы скажете, это талант, дар Божий. Не спорю. Однако данный талант «работает» на «топливе» архетипа Творца.

Назовем человека, в котором ярко представлен архетип Творца, Носителем Семени (мужского принципа). Но для того, чтобы семя проросло, оно должно попасть в землю (женский принцип). Бизнес будет успешным, если его создатель гармонично использует не только силу архетипа Творца, но и силу архетипа Матери. Мало сформулировать идею (работа архетипа Творца), ее нужно «довести до ума» (работа архетипа Матери).

Архетип Матери – источник невероятной женской силы. Назначение этой силы – внутренние преобразования, изменение качества жизни, качества взаимоотношений. Женская сила несет в себе уникальные иррациональные переживания Любви и удовлетворенности. Она создает условия, смягчает воздействия, питает и умиротворяет. Архетип Матери разворачивает женскую энергию в созидающее, преобразующее русло. Действие этого архетипа связано с созданием чего-то нового, с рождением, возрождением, восстановлением «из пепла», изменением качества жизни. Благодаря действию этого архетипа мы, мужчины и женщины, РОЖАЕМ. Если не реального ребенка, то символического. Символический ребенок - это новый проект, новый план, бизнес, творческое откровение. Причем, в случае символических «детей», все мы сталкиваемся с библейским «непорочным зачатием». Наши мысли и чувства как будто бы «оплодотворяются Святым духом» и возникает новый проект. На этом действие архетипа Матери не заканчивается. Чтобы идея реализовалась, нужно ее удержать, выносить, трансформировать, «родить» в материальный мир, и социально адаптировать. Все это - компетенции архетипа Матери.

Вы можете сейчас взглянуть на свою жизнь, чтобы посмотреть, насколько вы «плодовиты». Я имею в виду ваши реализованные проекты, планы, идеи. Архетип Творца дает нам идею, но реализовать ее помогает архетип Матери.

В архетипе Матери заложена определенная последовательность реализации идеи. Всего можно выделить семь циклов архетипа Матери.

1. Цикл первый – «символический отбор». В первую очередь, нужно отобрать наиболее жизнеспособную идею из всего спектра идей, «нагенерированных» в «мастерских» архетипа Творца. В природе не каждый сперматозоид способен оплодотворить яйцеклетку. Побеждает тот, кто прошел символический «фильтр». Кто его поставил? В данном случае, мы можем сказать – архетип Матери, ответственный за «качество» (жизнеспособность) потомства. В первом цикле стоит задача отобрать лучшее. Но для этого нужно знать, какие всходы могут давать разнообразные семена. Помните, в женских сказках мачеха перемешивает пшеницу, просо, горох, мак и другие семена, и требует, чтобы падчерица разобрала их по отдельным кучкам, отдельным мешкам. В процессе такого «перебора семян» падчерица также убирает и случайно попавший в мешок мусор – порченые семена, камешки, лишние травинки. То же и в бизнесе – мы отбираем идеи для развития, оцениваем риски. Четкий фильтр архетипа Матери помогает нам освободиться от «скороспелых» и вредных идей, и отобрать действительно жизнеспособное.

2. Цикл второй - «символическое оплодотворение». Лучшее семя осталось, и ему позволено проникнуть в голову, душу, кошелек и… оплодотворить. В результате символического оплодотворения возникает удивительное ощущение «ВОТ ОНО!» Состояние «вот оно!» – и есть «непорочное зачатие», зародыш нового. Второй цикл дает нам иррациональное ощущение уверенности в том, что мы движемся в правильном направлении. «Я знаю, ЧТО надо делать, - говорим мы себе. – Я еще пока не знаю, КАК это делать, но знаю – ЧТО». Здесь идея превращается в ЗАМЫСЕЛ, появляется энтузиазм, воодушевленность, вдохновленность задуманным. Нас охватывает сильное желание действовать, меняться, достигать своей цели.

3. Третий цикл – «символическое удержание». Замысел хорош, но уязвим. На него действует множество сил и обстоятельств. Сомнения, отсутствие условий и ресурсов могут заставить нас отложить реализацию замысла на неопределенный срок. Некоторые мысли, чувства, обстоятельства могут даже погубить замысел. Этого допустить никак нельзя! Замысел нужно удержать, усилить, принять, полюбить. Да, не все условия благоприятны, да быстро, как хотелось бы, может и не получится. Но – всему свой срок. Чтобы были плоды, чтобы бизнес развивался необходимо научиться удерживать красивый замысел, не отказываться от него из-за «трезвого взгляда на обстоятельства».

4. Четвертый цикл – «символическое вынашивание». Вынашивание плода напрямую связано с наличием благоприятной питательной среды. Чтобы выносить ребенка женщине требуется защита, вера, здоровье. Также и каждому из нас, чтобы реализовать задуманное, требуется питательная среда. Способность создавать ее также «записана» в архетипе Матери. В этом цикле мы активно и целенаправленно создаем условия для осуществления задуманного. Создаем план действий, привлекаем ресурсы, распределяем зоны ответственности среди исполнителей. Кроме того, автор замысла «питает» всех его участников особой эмоциональной энергией веры в победу, в положительный результат проекта.

5. Пятый цикл - «символическое рождение». С этим циклом связан результат нашей деятельности, а также наша способность доводить дело до конца, то есть символически рожать. Для многих людей это естественно. Но у некоторых имеется «сбой» в этом цикле. Он может проявляться даже в мелочах. Например, человек задумал приобрести автомобиль (оплодотворился этой идеей), собрал информацию о различных марках, смог ее отфильтровать и остановился на определенной модели, удержал свой замысел, хотя друзья и мешали; он даже символически выносил его (то есть набрал необходимую сумму денег, несмотря на множество помех и соблазнов). Теперь осталось просто пойти и купить автомобиль, уже и срок назначен. И в этот самый момент у человека вдруг появляется страх, сомнения, другие идеи. Под их влиянием он отменяет поход в автосалон, деньги пускает на другие нужды, а сам продолжает ходить пешком. Возможно, это и полезнее для здоровья, однако этот человек не реализовал свой замысел. По одной простой причине – страхе перед «символическими родами». Справедливости ради стоит сказать, что некоторые беременные женщины также боятся родов. Но женщина не может не родить. Что касается новой человеческой жизни, архетип Матери не дает сбоев. Но в отношении наших замыслов в бизнесе «сбои» случаются. Как их преодолевать? Только через действие! Идти и делать! Что бы ни происходило – необходимо доводить задуманное до конца. Желательно в срок, ибо «переношенные» дети - не самое здоровое явление.

6. Шестой цикл – «символическое сопровождение». Итак, рождение состоялось. Казалось бы, здесь и есть финал действия архетипа Матери. Но это не так. За рождением следует символическое сопровождение. То есть воспитание, обучение необходимым навыкам, обучение самостоятельности. Самки животных отпускают своих детенышей в «большую жизнь» только после того, как обучат их всему необходимому. Такие понятия как «авторское сопровождение проекта», «техническое обеспечение и сопровождение» относятся к шестому циклу архетипа Матери. Могут ли быть «сбои» здесь? Конечно! Они называются «синдромом подкидыша». Например, бизнес-тренер выпустил группу и забыл про ее участников. Используют ли они новые знания в своей работе – ему не интересно. Ведь его дело – обучить, передать знания, то есть «символически родить». Однако для того чтобы новые знания действительно работали на практике, необходимо посттренинговое сопровождение. Чтобы участники тренинга не чувствовали себя «подкидышами». Иногда человек думает: «Вот создам новый бизнес, поставлю его на ноги, передам управляющему, а сам буду спокойно наслаждаться жизнью». Это прекрасный план, если держать в голове шестой цикл архетипа Матери. После передачи бизнеса управляющему, необходимо запастись терпением и тонко сопровождать свое «детище», выстраивая деликатные отношения с наемным руководителем. «Синдром подкидыша» проявляется в нашем нетерпении, в желании, чтобы «все работало само». Мудрая мать не станет требовать от своего новорожденного ребенка знания грамоты и самостоятельности. Так же и с тем, что мы порождаем - еще некоторое время оно нуждается в нашем терпеливом сопровождении.

7. Седьмой цикл – «символическое отпускание», благословение. Добрая сказочная матушка (или батюшка) благословляет своего сына в путь и на прощание дает ему горсть родной земли. Она понимает, что у сына своя дорога, она принимает его автономность, но с другой стороны, знает, что духовная связь между ними никогда не порвется. Благодаря этой связи она сможет молиться за него, и, возможно, именно это убережет его от лишних трудностей и невзгод. Это естественное завершение цикла действия архетипа Матери. Но и в финале происходят «сбои». Всем известные «симбиотические связи», желания контролировать жизнь взрослого ребенка, излишняя привязанность к результатам своей деятельности, и многое другое. В архетипе Матери «записана» способность ОТПУСКАТЬ БЛАГОСЛАВЛЯЯ, сохраняя тонкую связь. Так, мудрый владелец бизнеса, убедившись в компетентности и надежности своего наемного управляющего, дает ему возможность руководить и нести полную ответственность за результат.

Итак, каким бы делом мы ни занимались, архетипы Творца и Матери формируют сюжет событий: появляются новые идеи, мы их «фильтруем», отбираем лучшие, вдохновляемся ими и начинаем с энтузиазмом работать; приходим к результату, поддерживаем свой проект до полной самостоятельности, «отпускаем» его, чтобы подготовиться к новому жизненному этапу. Такая последовательность событий предусмотрена самой Природой. Когда в бизнесмене активно представлен лишь архетип Творца, он будет неиссякаемым источником идей. Поэтому ему необходимо набрать такую команду, которая обеспечит реализацию его идей на основе архетипа Матери. Но если реализация проекта дает «сбои», нужно внимательно проанализировать, к какому циклу архетипа Матери относится нарушение.

Так сочетаются и объединяются в бизнесе принципы мужского и женского. Наша задача знать эти законы и тонко использовать их, чтобы наше дело динамично развивалось.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

ГРАНИ ЖЕНСКОГО АРХЕТИПА: ВОЗЛЮБЛЕННАЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦА

Архетип Возлюбленной
В большинстве сказок, мифов и легенд героиня стремится стать именно возлюбленной. Особое магическое очарование, способность привлекать и удерживать мужчину, изобретая для этого самые хитроумные способы, шарм, красота, уверенность в собственной женской силе, - так проявляется этот женский архетип. Благодаря его активности женщина подобна яркому ароматному цветку, ни подойти к которому просто невозможно. Архетип Возлюбленной делает женщину настоящим сценаристом и режиссером отношений с мужчиной, даже если она и не осознает этого. Она создает ситуацию, в которой ее невозможно не поцеловать: еще бы красавица в хрустальном гробу! Она ненароком оставляет принцу хрустальную туфельку, как бы говоря ему: «Придумай, как меня найти!». Она забирается в самый высокий терем, чтобы он допрыгнул до нее на своем сивке-бурке. А сказки Шехерезады – настоящее женское руководство по «укрощению строптивого»! Возлюбленная невероятно изобретательна. Великие китайские стратеги – младенцы по сравнению с нею. В этом архетипе заложены азарт и огромный потенциал творчества для игр с мужчиной. Но это не игры-манипуляции, описанные Э. Берном. Это женские игры, разжигающие взаимный интерес, страсть, способствующие развитию партнеров.

Но можно заиграться и не заметить, как станет проявляться теневая природа архетипа. Признаки здесь разноплановые. Может появится желание «коллекционировать мужчин», чтобы «было много» (есть такая форма женского самоутверждения). Или формируется устойчивая потребность манипулировать мужчинами, чтобы они «плясали под мою дудку». С другой стороны, наоборот, приходит страх потерять мужчину, или страх быть отвергнутой им. Еще один серьезный признак «сбоя»: женщина начинает привлекать к себе далеко не самых достойных мужчин. «Я нравлюсь алкоголикам и неудачникам, - сказала на консультации одна привлекательная молодая женщина. – Они просто ко мне липнут. Я уже собрала коллекцию мужчин, которую можно смело называть «кунсткамерой». Теперь хочу привлекать к себе достойных». Что ж, все эти признаки – приглашение к работе и указание на то, что в жизни женщины разворачивается некий драматический архетипический сюжет. Нам нужно идентифицировать его, определить ловушки и уроки, найти ресурсы для изменения ситуации. Обо всем этом мы поговорим чуть позже.

Итак, архетип Возлюбленной разворачивает энергию Любви в область отношений, направляет женскую энергию на мужчину. Этот архетипический женский ритм подразумевает наличие партнера. Архетип Возлюбленной очень красиво представлен в древнем сюжете о Спящей Красавице. Она может проснуться только от поцелуя настоящего принца, то есть мужчины, способного любить ее, войти в резонанс с нею. Этот архетип помогает нам строить отношения, основанные на Любви. Но такие отношения невозможно построить с каждым. Ведь у людей разная «пропускная способность» вибрации Любви. Быть может, и ни один принц целовал Спящую красавицу за те сто лет пока она спала, но проснулась она только от одного поцелуя. Сказкотерапевты по этому поводу шутят: «есть принцы – включатели, а есть и выключатели». Принцы-включатели символически включают в женщине архетип Возлюбленной. Ну а принцы-выключатели эксплуатируют женское желание любить и быть любимой.

В архетипе Возлюбленной также заложена определенная последовательность, цикличность.

1. Первый цикл – привлечение партнера. В архетипе Возлюбленной «записаны» многочисленные стратегии привлечения принца. Среди них есть пассивные, активные и смешанные, пассивно-активные. Пассивная стратегия привлечение партнера подразумевает следующее: нужно спокойно и красиво лежать в хрустальном гробу, предварительно оповестив принцев о возможности поцелуя. Можно быть уверенной, заинтригованный принц, обязательно откликнется на этот тонкий зов. В активной же стратегии привлечения партнера все по-другому. В различных историях влюбленная героиня может вызвать любимого на поединок, а может одеть мужскую одежду и стать его другом; также она нередко прогоняет возлюбленного, чтобы разжечь его желание обладать ею; но бывает, что она просто рассказывает сказки, останавливаясь на самом интересном месте, как это делала легендарная Шехерезада. Используя пассивно-активные стратегии героини всевозможных историй устраивают поединки между претендентами на поцелуй, организуют им всевозможные испытания. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что. Почему бы и нет? Архетип Возлюбленной, когда он гармоничен, дает женщине интуитивное знание о том, какой способ, какая стратегия подходит к тому или иному принцу. У некоторых женщин есть сбой на этом уровне. Они не верят, что их заметят, они не точно использует пассивные, активные и смешанные стратегии, или они выбирают заведомо не принцев, и в своем воображении одевают их в красивый монарший костюм. Работа с таким «сбоем» требует терпения и кропотливости, но, постепенно, к женщине возвращается естественный ритм архетипа Возлюбленной, она начинает верить в себя и тонко использовать собственную силу.

2. Второй цикл – поддержание отношений. Архетип Возлюбленной дает женщине удивительную силу противостояния обыденности, однообразию. В данном цикле принцип изменчивости работает на творчество, изобретательность, а также терпение и принятие. Не стану описывать сбой в этом цикле. Мы все хорошо знаем этот сбой, а также его последствия. Недаром многие сказочные героини учатся терпению – и семена перебирают, и котлы оттирают, и платья шью, - все это символические действия, направленные на поддержание отношений. Если это происходит с Любовью и легко, тогда все удается. Но накопившиеся обиды и раздражения могут разрушить любые отношения. Работая со сбоем в этом цикле, сказкотерапевт помогает клиентке создавать сказки о ее источнике силы и жизнестойкости,. Также создаются истории, в которых жизненные неурядицы и проблемы в отношениях, мелочные обиды доводятся до абсурда. Такие истории обязательно должны быть смешными, чтобы женщина поняла нелепость происходящего.

3. Третий цикл – обновление отношений. Чтобы жена не стала «прочитанной книгой» отношения должны обновляться. Немало женщин ждут в связи с этим активных действий со стороны мужчин. Между тем, архетип Возлюбленной дает женщине большую изобретательность и творчество. Она может придумать неожиданный ход, игру, которая обновит отношения, переведет их на новый уровень. Есть те которые «обновляют отношения» через скандал и шантаж разводом, уходом и прочим. Но, поверьте, в архетипе Возлюбленной «записаны» гораздо более изящные способы обновления отношений. Правда, чтобы получить к ним доступ, женщине нужно «обновиться» самой, сбросить старую кожу, как лягушка-царевна.

Итак, архетип Возлюбленной разворачивает энергию Любви в область отношений, помогая женщине и мужчине любить и быть любимыми

Архетип Хранительницы.
Этот архетип «подключает» женщину к глубинным пластам женского коллективного бессознательного. В этом архетипе хранятся записи о ритмах той, кого Кларисса Эстес называла Первозданной Женщиной. В этом архетипе хранятся сакральные женские тайны, связанные с инициациями, природными циклами и тонкими отношениями с Миром. В архетипе Хранительницы немало пластов, есть и такой, где записана родовая информация, так называемая «тайна крови». Персоналиями этого архетипа в сказках, мифах, легендах часто являются неоднозначные женские персонажи. Как правило, это одинокие старухи. Баба-Яга, богини судьбы, некоторые ведьмы и даже мачехи, - все это образы, через которые мы познаем действие архетипа Хранительницы. Важно отметить, что такого рода героини далеко не доброжелательны и часто совсем не привлекательны. Более того, нередко они сами создают главной героине всевозможные препятствия и неудобства. Дело в том, что они испытывают главных героинь на жизнестойкость, упорство, силу их Любви. Словом, оценивают уровень готовности героини к посвящению на более высокий уровень доступа к информации. И если героиня проходит все испытания, в конце ее ждет награда, например от Бабы-Яги. То есть Хранительница дает новой посвященной доступ к кладовым коллективного женского бессознательного.

На скольких уровнях «работает» архетип Хранительницы, сколько в нем циклов, сказать сложно. Это все равно, что взяться познавать непознаваемое. Но мы с вами разберем два основных уровня информации, доступ к которым открывает архетип Хранительницы. Первый уровень – «тайна крови», «родовая информация». В определенный момент жизни, у разных женщин он от случается в разное время, появляется активная потребность познать свой род, его женскую и мужскую линии. Проследить судьбы предков, определить величину их влияния на собственную судьбу. То есть проявляется так называемый «голос крови». Например, если ребенок не знал своих родителей, рос в приемной семье или детском доме, у него может появиться желание разыскать своих биологических родителей и установить причины, по которым он оказался не с ними. Также некоторые люди в определенный момент жизни начинают составлять свое генеалогическое древо, и относятся к этому не формально. Стараются исследовать судьбу своих предков, собирая информацию по крупицам. Мудрецы говорят, что женщина ответственна за качество потомства, а мужчина за количество. Так вот, отвечая за качество, мудрая женщина проводит настоящее исследование, как своей генеалогии, так и генеалогии потенциального отца своего ребенка. Во всяком случае, так должно быть, а всегда ли так бывает – уже другой вопрос.

В архетипе Хранительницы заложены ресурсы восстановления отношений в роду на основе Любви. Даже если реальные взаимоотношения с матерью, бабушкой, отцом, дедом, братом не складываются (по разным причинам – от раздела наследства, до желания контролировать жизнь друг друга), в этом архетипе есть ресурсы Любви для их восстановления. Восстановление родовых связей происходит через освобождения от обид, гнева, тревог, вины, стыда; через прощение и принятие. В сказкотерапии создаются так называемые «семейные сказки» - истории рода. В этом отношении интересны также семейные расстановки по Хелленгеру.

Создавая «семейные сказки», мы вводим в качестве персонажей Хранительницу рода, или Старейшин. Именно они проводят главного героя или героиню через испытания, помогают исцелиться от обид на близких, а также рассказывают специально для героини истории жизни ее далеких и близких предков. Как вы думаете, стоит ли обращаться к Хранительнице за доступом к родовой информации и изучать родовые сценарии? Можно сказать, что знания печали умножают, а можно тонко и с Любовью исследовать свои корни. Поверьте, многое станет более ясным…

Второй уровень – сакральные знания. Это знания, хранящиеся в коллективном бессознательном. На этом уровне архетип Хранительницы помогает наладить связь с матриархальными структурами бессознательного, открывает доступ к древним знаниям. «Ключи доступа» - это образы сновидений, а также образы сочиняемых нами сказок и некоторых наших рисунков. Сам по себе древний женский образ обладает многогранным символическим значением и может «работать» на разных уровнях психики, воздействуя на систему ценностей, картину мира, мысли и чувства. Например, образ Раковины. Он символизирует и первичный звук, и начало жизни, и внимание к слову Божьему, и плодородие, и сексуальность, и даже жизнь и смерть.

В архетипе Хранительницы «записаны» особые женские «пиковые переживания» экстаза, ресурсы прохождения болевых, инициирующих переживаний. Как правило, женщины, в чьем «узоре судьбы» данный женский архетип представлен особенно активно, обладают большой внутренней силой, имеют потребность часто находиться в одиночестве и нередко выбирают себе профессии или хобби, как либо связанные с сакральными знаниями (глубинная психология, астрология, археология, оккультизм, мистериальный театр и др.)

Итак, мы с вами рассмотрели три основных женских архетипа. Позволю себе напомнить, что они не автономны, они суть единого целого, поэтому и архетипы работают в нас одновременно. Мы одновременно строим отношения, участвуем в создании чего-то нового, исследуем собственную личность и тонкие аспекты бытия. Да, индивидуальная работа архетипов может давать «сбои», главное их вовремя диагностировать и принять меры. Для этого случая у сказкотерапевтов есть универсальный прием – добрая сказка, подобранная с учетом понимания, какие архетипы в ней представлены и какие древние сюжеты задействованы.